1 танк – Mark i (танк) — Википедия

Танк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Танк (англ. tank) — бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу,[сн 1] как правило с пушечным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой.[1]

На ранних стадиях развития танкостроения иногда выпускали танки с исключительно пулемётным вооружением, а после Второй мировой войны проводились эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением в качестве основного. Известны варианты танков с огнемётным вооружением. Определения танка как боевой машины было разным в разных армиях, так как их назначение и способы применения в разные эпохи менялись[2].

Танки времён Первой мировой войны могут быть неузнаваемы как современные танки (например, Сен-Шамон), или же, например, рядом специалистов шведская машина Strv-103 классифицируется не как танк, а как истребитель танков

[3][4]. Тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39), хотя и назывался танком, не имел поворотной башни и поэтому некоторыми специалистами относится к сверхтяжёлым САУ. Некоторые гусеничные боевые бронированные машины (например, Тип 94), которые в советской литературе именовали «малыми танками», в западной литературе называют танкетками. В советской профессиональной литературе называлась и в настоящее время в России танкетками называется лёгкая бронированная гусеничная боевая машина без башни обычно с 1-2 пуле

ru.wikipedia.org

Самые первые танки • История

Самые первые танки

Самоходный бронированный фургон

Современную армию невозможно представить без танков. Именно они составляют главную ударную силу сухопутных войск. А ведь история использования этих боевых машин еще даже не достигла столетнего рубежа.

Идея защиты пешего воина от огня противника разрабатывалась давно. Осадные башни, применяемые с древних времен – тому подтверждение. Но нужна была машина, которая могла бы двигаться в боевых порядках пехоты и поддерживать ее своим огнем.

Одним из прародителей современных танков можно считать великого Леонардо Да Винчи. Его самоходный бронированный фургон, по расчетам, должен был приводиться в движение мускульной силой людей, посредством рычагов и зубчатых колес. Конструкция предполагала размещение легких артиллерийских орудий и смотровой башни. Деревянная и металлическая обшивка корпуса должна была надежно защитить экипаж от стрел и огнестрельного оружия. Правда, до практической реализации проекта не дошло.

Гусеничный ход

Идея создания бронированных механизмов возродилась к жизни в XIX веке, когда уже получили повсеместное распространение двигатели, сначала – паровые, а затем – внутреннего сгорания и электрические.

Первый известный проект, совмещавший нынешние элементы танка – гусеничный ход, двигатель, артиллерийско-пулеметное вооружение и броневую защиту, был разработан французским инженером Эдуардом Буйеном в 1874 году. Его машина должна была весить около 120 тонн, и развивать скорость до 10 км в час. Планируемое вооружение – 12 пушек и 4 митральезы (предшественницы пулемета) . Поражало количество экипажа – 200 бойцов! Этот проект был запатентован, но так и остался на бумаге.

Толчок к развитию танковых войск дали сражения Первой Мировой войны. После относительно короткого маневренного периода, наступил затяжной позиционный. Налицо был кризис военной мысли. Насыщение пехоты скорострельными винтовками, пулеметами, артиллерией, инженерное оборудование оборонительных рубежей привели к тому, что ни одной стороне не удавалось прорвать фронт. Плотный ружейно-пулеметный огонь буквально выкашивал наступающие войска. Ценой огромных потерь удавалось достичь лишь небольших тактических успехов. Необходимы были какие-то совершенно новые методы взлома оборонительных порядков. Вот тогда-то на арену войны вышли, наряду с отравляющими газами, и первые танки.

Родоначальниками танков считают англичан. Именно они впервые пустили их в серийное производство и применили на поле боя. Однако вопрос первенства – довольно спорный. Дело в том, что русский инженер Пороховщиков еще в 1914 году разработал, а в 1915 – создал модель «вездехода» с гусеничным ходом, весом 4 тонны, экипажем 2 человека. Проект был высочайше одобрен, испытан, но по каким-то неясным бюрократическим причинам до серийного производства не доведен. Испытания прошли в мае 1915 года, то есть на несколько месяцев раньше англичан.

Mark I

Тем не менее, официальной родиной танков считается именно Англия. Оттуда и пошло современное название. По этому поводу, кстати, существуют разночтения. По одной версии, танк (по-английски это означает цистерну, бак) был так назван в связи с внешним сходством с металлическим резервуаром. Другая версия говорит, что это произошло в ходе секретной операции по переброске боевых машин к театру военных действий, когда их перевозили под видом емкостей с жидкостями.

Самые первые танки назывались Mark I, и подразделялись на «самок» (с пулеметным вооружением) и «самцов» (с установленными пушками) . Вес боевой машины достигал 8,5 тонн. Высота танка составляла 2,5 метра, ширина до 4,3 , длина – до 10 метров с колесным «хвостом». Компоновка танка была осуществлена по ромбовидной схеме. Двигатель мощностью 105 лошадиных сил мог передвигать это бронированное чудо по пересеченной местности со скоростью до 6 км/час. Экипаж в составе 8 человек был защищен 12 мм лобовой броней, что в то время было хорошим укрытием от огня стрелкового оружия и пулеметов. Вооружены они были 1 орудием и 4 пулеметами («самцы») или 5 пулеметами («самки») . Серия танков составила 150 единиц.

Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года в ходе сражения на Сомме. Хотя сразу же были выявлены недостатки конструкции, все же эффект был потрясающий. Бронированные чудовища наводили ужас на обороняющихся немецких солдат. В течение одного дня боя англичанам удалось достичь тактического успеха, взломав оборону противника на глубину 5 км, понеся потери в 20 раз меньшие, чем это случалось ранее.

Таким образом, боевая значимость танков была доказана. Разработка бронетехники активно продолжилась во всех крупных государствах. Вскоре без танков представить вооруженные силы было просто невозможно.

Через несколько лет танковые войска отпразднуют свой столетний юбилей. Неузнаваемо изменился облик боевой бронированной машины. Но главные требования те же – это скорость, маневренность, защищенность и огневая мощь.

samogoo.net

ко дню рождения машины смерти » Военное обозрение

Каждый, кто первый раз входил внутрь темного металлического короба, обязательно ударялся головой о потолок. Это потом теснота в танках стала притчей во языцех, но тут все было в новинку. Даже это своеобразное «боевое» крещение, которое не миновало ни одного пехотинца, сапера, связиста, отправленного на переобучение. Ровно 100 лет назад в битве при Сомме через воронки и траншеи впервые поползли танки. Так зарождалась война нового типа.

Танк — это бронированный автомобиль с вооружением, и к первой четверти XX века, когда танк родился, в этой машине не было ничего принципиально новаторского. Преимущества нахождения на поле битвы хорошо защищенной боевой единицы, будь то римская «черепаха» или закованная в латы тяжелая конница средневекового Запада, оценили еще в доиндустриальные времена. Первый автомобиль — паровая телега Кюньо — был построен до Великой французской революции. Так что теоретически некий прототип танка мог участвовать и в наполеоновских войнах. Однако к тому времени все давно забыли про щиты и латы, а ползущая медленнее пешехода телега не могла сравниться со стремительностью конницы.

Пулеметный аргумент

Когда после мира, длившегося в Западной Европе полвека, вдруг вспыхнула большая война, многие поначалу не поняли, что грядет страшная бойня, мало похожая на баталии времен Аустерлица и Ватерлоо. Но случилось то, чего раньше не бывало: на Западном фронте воюющие стороны, безуспешно пытаясь обойти друг друга с флангов, выстроили сплошную линию фронта от Швейцарии до Северного моря. В середине 1915 года британцы и французы с одной стороны и немцы с другой вошли в безнадежный позиционный клинч. Всякие попытки прорвать зарывшуюся в землю, спрятавшуюся в дотах, огородившуюся колючей проволокой эшелонированную оборону заставляли наступавших умыться кровью. Перед тем как посылать пехоту в атаку, чужие траншеи, конечно, старательно обрабатывали артиллерией, но каким бы плотным и сокрушительным ни был ее огонь, достаточно было уцелеть паре пулеметов, чтобы они успешно валили на землю цепи атакующих. Пехота в наступлении явно нуждалась в серьезной огневой поддержке, требовалось оперативно выявлять и подавлять эти плюющиеся смертью пулеметы. Тогда-то и пришло время танка.


Те, кто хотел бы почувствовать себя в роли первых танкистов и погрузиться в историю танкостроения,
смогут это сделать в игре World of Tanks, когда в сентябре будет открыт специальный режим с легендарным Mark IV.

Нельзя сказать, что до появления танка на поле боя ничего в этом смысле не предпринималось. Например, пытались вооружать и бронировать автомобили. Но даже если маломощные машины тех времен и могли выдержать вес брони и вооружения, им крайне сложно было передвигаться по бездорожью. А ведь «ничейная земля» между первыми рядами траншей никем специально не подготавливалась для автомобильного движения, к тому же была порядком изрыта взрывами снарядов и мин. Надо было работать над проходимостью.

Свои конструкции гусеничного движителя предлагали в XIX веке несколько британских и русских изобретателей, в частности Дмитрий Загряжский и Федор Блинов. Однако идеи европейцев были доведены до коммерческой реализации по ту сторону Атлантики. Одним из пионеров американской гусеничной техники стала компания Бенджамена Холта, которая в будущем переименовала себя в Caterpillar.

Это все придумал Черчилль…

Тракторы Holt не были к началу войны чем-то необычным в Европе. В качестве тягачей для артиллерийских орудий их активно использовали, в частности, в британской армии. Идея превратить холтовский трактор в бронированную машину на поле боя пришла еще в 1914 году майору Эрнесту Данлопу Суинтону, одному из самых рьяных сторонников того, что в будущем назовут «танком». Кстати, слово «танк» (англ. «бак») было придумано как кодовое название новой машины, дабы ввести в заблуждение противника. Официальным же его названием на момент запуска проекта было Landship — то есть «сухопутный корабль». Получилось так потому, что идея Суинтона была отвергнута общеармейским руководством, но первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил действовать на свой страх и риск и взять проект под крыло флота. В феврале 1915 года Черчиллем был создан Комитет по сухопутным кораблям, который разработал техническое задание на бронированную боевую машину. Будущему танку предстояло развивать скорость до 6 км/ч, преодолевать ямы и рвы шириной не менее 2,4 м, взбираться на брустверы высотой до 1,5 м. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия.


Обзор для командира и механика-водителя
открывался через щели, защищенные двумя стальными пластинами.

Интересно, что от идеи использования шасси от трактора Holt в результате отказались. На этой платформе построили свои первые танки французские и немецкие конструкторы. Британцы же отдали разработку танка компании из William Fosters & Co.Ltd., имевшей опыт создания сельскохозяйственной техники на гусеничном ходу. Работы велись под руководством главного инженера фирмы Уильяма Триттона и приданного военным ведомством инженера-механика лейтенанта Уолтера Уилсона. Они решили использовать удлиненное гусеничное шасси от другого американского трактора — Bullock. Правда, пришлось серьезно усилить гусеницы, сделав их полностью металлическими. На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, а на него предполагалось поднять цилиндрическую башню. Но идея не прошла: башня смещала вверх центр тяжести, что грозило опрокидыванием. Сзади к гусеничной платформе крепилась ось с парой колес — наследство, доставшееся от гражданских тракторов. При необходимости колеса гидравликой прижимались к земле, удлиняя базу при прохождении неровностей. Всю конструкцию тянул 105-сильный двигатель Foster-Daimler. Прототип Lincoln 1, или Little Willie, был важным шагом в конструировании танка, но оставлял без ответа некоторые вопросы. Во-первых, если нет башни, где ставить вооружение? Вспомним, что первый британский танк разрабатывался под кураторством флота, и… решение нашлось чисто морское. Оружие решили разместить в спонсонах. Это морской термин, означающий выступающие вбок элементы конструкции корабля, в которых находится вооружение. Во-вторых, даже с удлиненным шасси от Bullock прототип не вписывался в заданные параметры прохождения неровностей. Тут Уилсону пришла в голову идея, впоследствии оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении. Пусть корпус боевой машины станет ромбовидным, а гусеницы будут вращаться по всему периметру ромба! Такая схема позволила машине как бы переваливаться через препятствия. На основе новых идей была построена вторая машина — Big Willie, получившая прозвище Mother (англ. «мать»). Это и был прототип первого в мире танка Mark I, который приняли на вооружение британской армии. «Мать», как и положено, произвела на свет разнополое потомство: танк-«самец» был вооружен двумя 57-мм морскими пушками (и снова флотское влияние!), а также тремя 8-мм пулеметами — все вооружение компании Hotchkiss. На «самке» пушек не было, а пулеметное вооружение состояло из трех 8-мм Vickers и одного Hotchkiss.


Первый танк вобрал в себя ряд решений,
позаимствованных у военно-морского флота. Он был оснащён деревянной «палубой» и спонсонами для размещения орудий. Собственно, официальное название танка MK1 было Landship — «сухопутный корабль»

Муки первых танкистов

«Ходовая часть и силовая установка танка Mark I, — говорит исторический консультант компании Wargaming Федор Горбачев, — позволяла передвигаться по полю боя вне дорог, преодолевать проволочные заграждения и окопы шириной до 2,7 м — этим танки выгодно отличались от современных им бронеавтомобилей. С другой стороны, их скорость не превышала 7 км/ч, отсутствие средств подрессоривания и демпфирования делало из них достаточно неустойчивую артиллерийскую платформу и усложняло работу экипажа. Согласно Tanks Driver`s Handbook, существовало четыре способа поворота танка, при этом самый распространенный и щадящий для механизмов требовал участия в этом процессе четырех членов экипажа, что сказывалось на маневренности машины не лучшим образом. Броня обеспечивала защиту от ручного огнестрельного оружия и осколков, но пробивалась бронебойными пулями «K» (массово применявшимися немцами с лета 1917 года) и артиллерией».

Первый в мире танк, разумеется, не был образцом технического совершенства. Он создавался в нереально сжатые сроки. Работа над невиданной прежде боевой машиной началась в 1915 году, а уже 15 сентября 1916-го танки впервые применили в бою. Правда, к полю боя Mark I еще надо было доставить. Танк не вписывался в железнодорожные габариты — мешали «щеки»-спонсоны. Их, каждый весом 3 т, везли отдельно на грузовиках. Первые танкисты вспоминали, как накануне боя им приходилось проводить бессонные ночи, привинчивая болтами спонсоны к боевым машинам. Проблема съемных спонсонов была решена только в модификации Mark IV, где их вдвигали внутрь корпуса. Экипаж танка состоял из восьми (реже девяти) человек, и для такого большого экипажа места внутри было маловато. В передней части кабины стояли два кресла — командира и механика-водителя; от них в кормовую часть вели два узеньких прохода, в обход кожуха, прикрывавшего двигатель. Стены кабины использовали под шкафчики, куда убирали боеприпасы, запчасти, инструменты, запасы питья и еды.

Немцы побежали

«В первом бою — при Flers-Courcelette — танки Mark I достигли ограниченного успеха и прорвать фронт не смогли, но эффект, который они оказали на сражающиеся стороны, был значительным, — рассказывает Федор Горбачев. — Англичане за один день 15 сентября продвинулись вглубь обороны противника на 5 км, причем с потерями в 20 раз меньше обычных. На немецких позициях были зафиксированы случаи самовольного оставления окопов и бегства в тыл. 19 сентября главнокомандующий британскими силами во Франции сэр Дуглас Хейг попросил Лондон предоставить более 1000 танков. Несомненно, танк оправдал надежды своих создателей, несмотря на то что он достаточно быстро был вытеснен из боевых частей наследниками и в дальнейшем использовался для обучения экипажей и на второстепенных театрах военных действий».

Нельзя сказать, что именно танки изменили ход Первой мировой и склонили чашу весов в пользу Антанты, но и недооценивать их не стоит. Уже в Амьенской операции 1918 года, приведшей к прорыву германской обороны и фактически к скорому завершению войны, участвовали сотни английских танков Mark V и более продвинутых модификаций. Это сражение стало провозвестником великих танковых битв Второй мировой. Британские ромбовидные «Марки» повоевали и в нашей стране в ходе гражданской войны. Появилась даже легенда об участии Mark V в битве за Берлин, но позже выяснилось, что обнаруженный в Берлине Mark V был украден нацистами и увезен в Германию из Смоленска, где служил мемориалом в память о гражданской войне.


Танк не внес коренного перелома в боевые действия
Первой мировой войны, но оказался серьезной поддержкой наступающей пехоте в условиях позиционного кризиса.

topwar.ru

Первые танки в мире — от самоходок да Винчи до танков-туалетов

На современных войнах танки являются одним из основных видов боевых машин, а до недавнего времени они вообще были самым распространенным механизированным вооружением на планете.

Но как людям вообще пришла в голову идея залезть в здоровенный металлический ящик на гусеницах и поехать убивать друг друга? Попробуем разобраться.

Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах

Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги, эффективно использовавшиеся в гуситских войнах. Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.

Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.

Бронепоезд Буйена

Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.

Первая Мировая война и первые английские танки

С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей, да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.

Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей — невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов — привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно — надо что-то делать.

Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.

 

Машина Хетерингтона

Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил  будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.

Так называемый «танк Суинтона» разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», прошел первые полевые испытания, где обнаружилась куча недостатков конструкции, после устранения которых появился первый работающий прототип танка — Маленький Вилли, названный так в честь разработчика Уолтера Вильсона. Машина также имела множество недостатков, и когда ее переделали под требования боевой обстановки, был создан Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну.

Битва при Сомме и дебют английских танков

Марк I

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, — такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии. На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду. Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» — то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Немецкие танки и первый встречный танковый бой

A7V

Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились — начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр — A7V, огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!

Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе — аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.

Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет».

Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» — единственный, имевший пушечное вооружение.

Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.

Немецкие танки были неплохи, но вот проблема — к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше — 3177. И это не считая танков Франции.

Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности — как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.

disgustingmen.com

Первый танк классической компоновки | Warspot.ru

Франция стала второй по счёту страной в мире, которая обзавелась танками. От англичан французы отстали примерно на полгода, но при этом их конструкторская школа оказалась куда более прогрессивной. В конце Первой мировой войны французская армия имела самое большое число танков, причём количество сочеталось с качеством. К этому времени основой французских бронетанковых сил был Renault FT. Этот самый массовый танк своего времени одновременно был и первым серийным лёгким танком, и первым в мире танком с компоновкой, которую впоследствии признали классической. Какова же история создания Renault FT?

Меньше, да больше

Поначалу французское танкостроение во многом шло по тому же пути, что и английское. После череды всевозможных проектов как колёсных, так и гусеничных боевых машин французы, подобно англичанам, обратили свой взор на трактора фирмы Holt. Разница была в том, что англичане заинтересовались моделью Holt 75, а французы — Holt Baby. Именно его база стала основной для создания первого французского серийного танка Schneider CA.1. 25 февраля 1916 года фирма Schneider получила заказ на 400 таких танков. На похожей базе был создан и второй средний танк, известный как Saint Chamond. Французская армия заказала 400 таких машин.

Куда менее известен тот факт, что у французов мог появиться ещё один средний танк. 20 мая 1916 года генерал Муре, заведовавший службой STA (Service Technique Automobile, техническая служба механизации французской артиллерии), посетил завод Renault в Булонь-Бийанкуре. Результатом визита стало задание на разработку среднего танка. Проект был готов 29 июля 1916 года, но дальше бумаги дело не продвинулось.

Ответвлением от этого проекта стал тягач Renault FP. Он, подобно проектировавшемуся танку, тоже базировался на шасси STA-Fouche разработки лейтенанта Шарля Фуше, одного из ключевых людей во французской танкостроительной программе. Именно разработки Фуше, трудившегося в STA, послужили основой для создания первых французских танков.

Запатентованная Эрнестом Фуксом подвеска поддерживающих катков, применённая на лёгком танке Renault

Одной из причин закрытия программы среднего танка Renault оказался разговор между Луи Рено и полковником Эстьеном, состоявшийся в июле 1916 года. Главный идеолог французского танкостроения довольно плотно общался с Рено и раньше. В 1915 году, например, между ними произошла беседа о среднем танке, но тогда фирма Renault оказалась загружена другими заказами. А в июле 1916 года речь пошла о совсем другой машине. Ещё весной Эстьен побывал в Англии, где смог ознакомиться с английской танковой программой. По итогам поездки он пришёл к выводу, что в дополнение к средним и тяжёлым танкам нужны и машины лёгкого класса. Эти танки концептуально больше напоминали подвижные пулемётные точки, гораздо более многочисленные, чем средние и тяжёлые танки.

Идея заинтересовала Рено, поскольку лёгкий танк можно было построить на автомобильных агрегатах. Машину он назвал на английский манер tank patrouilleur, то есть «патрульный танк». Общее руководство работами над новым танком взял на себя Шаль Серре, технический директор заводов Renault. Непосредственную разработку танка возглавил Рудольф Эрнст-Метцмайер.

Нередко указывается, что новый танк базировался на наработках по Schneider CA.2, но это совершенно неверно. Во-первых, между этими машинами нет почти ничего общего. Во-вторых, работы по Schneider CA.2 начались в октябре 1916 года, когда работы над танком Renault уже были в самом разгаре. К тому моменту инженер Эрнест Фукс уже в целом определился с концепцией ходовой части нового танка.

Полноразмерный макет tank patrouilleur, октябрь 1916 года

В октябре 1916 года фирма Renault закончила постройку полноразмерного макета танка. Получившаяся машина радикально отличалась от всего, что разрабатывалось в тот период. Двигатель оказался в кормовой части Renault 18CV и был отделен от экипажа перегородкой, что стало большим шагом вперёд с точки зрения обеспечения комфорта для танкистов. Механика-водителя инженеры Renault разместили в носовой части, позади него находился командир, он же наводчик и заряжающий. В распоряжении командира имелся пулемёт, установленный во вращающейся башне.

Справедливости ради следует упомянуть, что первая башня появилась ещё на британском «Маленьком Вилли», но от неё конструкторы быстро отказались. В случае же с танком Renault никто от башни отказываться не собирался, ведь её наличие значительно увеличивало манёвренность огня. Для повышения проходимости создатели танка максимально вынесли вперёд ленивцы, имевшие большой диаметр.

Макет Char leger, 30 декабря 1916 года. На переднем плане стоит Рудольф Эрнст-Метцмайер, которого чаще всего путают с Луи Рено. (Внимание: не каждый мужчина с усами на фоне Renault FT — это Луи Рено)

Эстьену, который к тому моменту уже стал генералом, общая концепция лёгкого танка Renault понравилась. Его энтузиазма, впрочем, не разделял генерал Муре, крайне скептически относившийся к лёгким танкам. Но это не помешало в обход него получить добро на производство 50 танков от генерала Жоффра, главнокомандующего французской армией. Письмо Эстьена с соображениями о роли лёгких танков на поле боя было отправлено Жоффру 27 ноября, а 30 числа главнокомандующий дал положительный ответ.

Вопрос в том, что вокруг танкостроения в целом на тот момент шли ожесточённые споры. В декабре 1916 года Жоффра на посту главнокомандующего сменил Нивель, имевший более консервативные взгляды на танки. По его мнению, вместо лёгких танков лучше следовало построить 300 артиллерийских тягачей. Имелись и другие силы, которые действовали против Эстьена и Рено. Так или иначе, 12 декабря Renault получила разрешение на создание одного «гусеничного трактора системы Рено, проект №11» со сроком изготовления в марте 1917 года. Также он назывался просто Char leger, то есть «лёгкий танк». На заводе проект назвали Renault FT, как следующую после легкового автомобиля Renault FS машину, оснащённую, к слову, тем же мотором.

Таким был Renault FT изначально. Зима 1917 года

30 декабря был продемонстрирован улучшенный вариант танка в виде полноразмерного макета. Главным отличием стало изменение конструкции башни, которую разработал полковник Эмиль Римальо (Émile Rimailho), технический директор FAMH. Башня стала более просторной и технологичной.

Вокруг танка развернулась яростная дискуссия. Муре и его сторонники попытались отменить решение о постройке танка, считая его слишком лёгким и слабо вооружённым. Голосов для этого им не хватило. Из десяти членов Консультативного комитета, принимавшего решение по танку Renault, против его производства оказались только трое. Было принято решение об изготовлении от 100 до 200 танков первой серии. Окончательную цифру в 150 танков утвердил министр вооружений Альбер Тома в феврале 1917 года. При этом сам Тома также считал, что артиллерийские тягачи важнее лёгких танков. Одним словом, создавался первый лёгкий танк в непростых условиях.

Он же спереди. Особое внимание привлекает пока ещё одностворчатый люк механика-водителя

Первый опытный образец лёгкого танка, также именовавшегося Char mitrallieur Renault, то есть «пулемётный танк Рено», был готов в конце января 1917 года. По компоновке он в целом повторял полноразмерный макет, но при этом в конструкции имелось множество отличий. Для начала, в верхнюю границу боевой массы в 4 тонны, которую предполагал Эстьен, вписаться не удалось: боевая масса танка составила 6,5 тонны. Впрочем, это большой проблемой не стало.

Также в ходе изготовления опытной машины значительно изменилась конструкция корпуса. Связано это было с перекомпоновкой агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, а также с работами по улучшению условий работы механика-водителя. Ещё одним полезным дополнением стал «хвост», удлинявший корпус и улучшавший проходимость танка через рвы и траншеи.

Луи Рено за рычагами Renault FT, 22 февраля 1917 года. (Да-да, именно Луи Рено.)

Полностью оказалась переделана башня. Она стала несколько меньше по размеру, но при этом по конструкции была явно лучше предыдущей. Помимо того, что танк стал первым получившим башню, так он ещё и оказался и первым танком с командирской башенкой. В башенку перенесли смотровые щели, а вот верхнего люка в ней поначалу не предусматривалось. Ещё одним заметным отличием новой башни стала иная конструкция установки пулемёта Hotchkiss Mle.1914. На макете он перемещался только в вертикальной плоскости, а на опытной башне была сделана шаровая установка.

Этот же танк в апреле 1917 года. Из-за проблем с вентиляцией башни на командирской башенке появился воздухоприток

Первые пробные запуски Renault FT были сделаны ещё в январе. Вполне справедливо опасаясь молниеносной реакции со стороны противников нового танка в случае каких-то проблем, Эстьен и Рено особо не спешили. 22 февраля Луи Рено устроил показательный пробег по заводскому двору, что стало первой демонстрацией новой машины. Затем машину передали в центр «штурмовой артиллерии», который находился в Шамплие. С 14 марта там начались неофициальные испытания, в ходе которых устранялись обнаруженные дефекты. Затем танк вернули на завод, где были проведены его ремонт и модернизация.

Опытная машина с финальной конфигурацией башни

Момент истины наступил 9 апреля 1917 года. В этот день состоялись официальные испытания, которые также проходили в Шамплие. Стало ясно, что машина удалась. Консультативный комитет не только утвердил постройку 150 машин первой серии, но и принял предложение Эстьена по выпуску сразу 1000 танков. Даже Нивель был вынужден сдаться, случилось это 13 апреля.

Впрочем, принятие на вооружение не означало, что конструкция танка полностью лишилась недостатков. При стрельбе башня заполнялась пороховыми газами, требовалось решить проблему с вентиляцией. По этой причине уже в мае башню переделали: на командирской башенке появился воздухоприток, а саму башню немного «нарастили».

Конкуренты в малом классе

Запуск работ по Renault FT не прошёл незамеченным. Когда генерал Жоффр дал положительный ответ Эстьену, информация о том, что Renault работает над новым танком, перестала быть тайной. Как уже упоминалось, внутри французской танкостроительной программы велась острая конкурентная борьба. Как только стало ясно, что появилось новое направление, за кульманами тут же закипела работа.

Кормовая часть корпуса опытного Renault FT отличалась от серийных машин

Первыми отреагировали на работы конкурентов в Schneider-Creusot. 29 декабря 1916 года был представлен проект миниатюрного танка, в котором отчётливо прослеживалось сходство со Schneider CA.2. Боевое отделение находилось сзади, а двигатель — спереди. Предлагалось два варианта машины: с башней и без башни. Впрочем, этот проект быстро был отвергнут, поскольку он по многим параметрам уступал Renault FT, а его миниатюрность сыграла скорее ему во вред.

Примерно в это же время фирма Delaunay-Belleville из Сен-Дени также решила попробовать свои силы в танкостроении. Основным профилем этого предприятия были роскошные автомобили. Впрочем, и для того же Renault танки являлись совсем не главной статьей дохода. Изобретать велосипед в Сен-Дени не стали и взяли за основу шасси Schneider CA.1, уменьшив его на 15%. Двигатель разместили сзади, а посередине корпуса установили рубку, где должны были размещаться пулемёт и пушка. Нельзя сказать, что концепция танка, имевшего проектную боевую массу 2,75 тонны, была плохая, но она явно уступала Renault FT. Это стало главной причиной, почему от постройки машины отказались. К слову, спустя 2 года идея сверхлёгкого танка вновь вернулась, но на сей раз она была реализована уже за океаном.

Конкуренты Renault FT, так и не покинувшие чертёжные доски

Более серьёзный конкурент у Renault FT появился в начале 1917 года. Генерал Муре, не испытывавший симпатий к детищу Renault, решил подстраховаться и запустил конкурирующий проект. В качестве подрядчика было решено выбрать ещё одну автомобильную фирму, Peugeot. По-настоящему серьёзные работы здесь начались только в марте, когда к проекту присоединился инженер Эмишен. До войны он работал над машинами Peugeot, а позже стал техническим консультантом полковника Эстьена.

Таким лёгкий танк Peugeot был изначально

В отличие от конструкторов Schneider и Delaunay-Belleville, которые шли эволюционным путем, Эмишен решил устроить маленькую революцию. По компоновочной схеме его танк не был похож ни на один другой проект. Двигатель инженер Peugeot разместил спереди, при этом он работал на генератор, который передавал энергию на расположенные в корме электромоторы. Ходовая часть лишь концептуально напоминала Renault FT. Число опорных катков на борт уменьшилось до четырёх, а подвеска имела довольно сложную конструкцию. Более сложными по конструкции оказались и траки.

Эта же машина в финальной конфигурации. Более защищённый и обладающий более мощным вооружением, чем Renault FT, этот танк тем не менее остался не у дел

Затянувшееся проектирование привело к тому, что окончательно лёгкий танк Peugeot был закончен только в сентябре 1918 года. Получилась довольно странная машина, которая к тому моменту в лучшем случае могла претендовать на заполнение одной из ниш на поле боя, но никак не на роль замены для более универсального Renault FT.

Дело в том, что по ходу проектирования Эмишен несколько изменил исходную концепцию и вместо лёгкого пулемётного танка решил делать танк огневой поддержки пехоты. В качестве вооружения для него была выбрана 75-мм короткоствольная гаубица BS. Вместо вращающейся башни её установили в рубку, броня которой имела в лобовой части внушительную для того времени толщину в 40 мм. Справа от орудия размещался механик-водитель. Несмотря на то что 100-сильный двигатель Peugeot был более чем в 5 раз мощнее силовой установки Renault FT, значительного увеличения подвижности не произошло. Ведь боевая масса танка Peugeot составляла 9 тонн — такой оказалась плата за более мощное бронирование.

Лёгкий танк Peugeot получился довольно тесным. Да и особенной надобности под конец войны в такой машине уже не было

Проведённые осенью 1918 года испытания показали, что идея Эмишена оказалась во многом ошибочной. С одной стороны, танк был лучше защищён и развивал вполне достаточную для того периода максимальную скорость в 12,5 км/ч. С другой стороны, разница в 4 км/ч по сравнению с танком Renault выглядела несущественной. При этом более короткий, чем Renault FT, танк Peugeot уступал ему в проходимости по траншеям и рвам. Его короткоствольная пушка оказалась весьма специфичным орудием, к тому же обладавшим слабой манёвренностью огня. К тому же на базе Renault FT выпускались артиллерийские танки FT 75 BS с таким же орудием, установленном во вращающейся башне. Одним словом, дальше опытного экземпляра дело не продвинулось.

Уже после Первой мировой войны Эмишен добился куда более серьёзных успехов на другом поприще — в вертолётостроении.

Никто не ушёл обиженным

Запуск в серию первой партии из 150 танков не означал, что уже эти машины попадут на фронт. Было принято решение изготовить первые Renault FT в качестве учебных машин, имевших корпуса и башни из неброневой стали. Эта идея выглядит спорной, но свой резон в ней был. Ведь для начала требовалось отработать саму технологию производства лёгких танков до начала выпуска основной серии. Кроме того, следует учесть, что до этого момента лёгких танков во французской армии никогда не было. Насущной оказалась необходимость выработки тактики их применения, которая явно должна была отличаться от тактики использования средних танков. Наконец, в ходе эксплуатации учебных машин французские военные рассчитывали выявить те или иные недостатки в их конструкции. Одним словом, идея с подобной подстраховкой оказалась верной.

Общие виды Renault FT первой производственной серии. 15 мая 1917 года

Первые три танка учебной серии были изготовлены в Булонь-Бийанкуре в сентябре 1917 года. Машины получили как заводские номера, начинавшиеся с цифры 3, так и регистрационные номера, первым из которых был 66001. В целом танки первой производственной серии соответствовали опытному образцу, но имелись и отличия. Характерной деталью машин «учебной» серии стали носовая и кормовая часть, изготовленные методом литья.

Кроме того, не очень удобный одностворчатый люк механика-водителя заменили на двустворчатый. Конструкцию люка отработали на опытном образце, который продолжали активно использовать для различных экспериментов. Несколько изменилась кормовая часть машины: вентиляционные отверстия в бортах признали не самым удачным решением, по этой причине от них отказались. Очередным изменениям подверглась башня. Командирская башенка получила характерный «грибок», который заметно улучшил ситуацию с вентиляцией.

Учебные танки в постройке. Осень 1917 года

Поначалу работы по выпуску первой партии шли неспешно. В октябре завод Renault сдал 18 танков, а в ноябре — 21. В декабре Булонь-Бийанкур покинуло 40 танков, 32 — в январе 1918 года, 35 — в феврале и оставшиеся 4 — в марте. По ходу производства машина немного менялась. Наиболее заметным стало появление специальных ступенек в носовой части машины, заметно облегчавших жизнь механику-водителю. Их установили уже на второй месяц производства.

Этот танк отравился в Великобританию. Ныне он находится в танковом музее Бовингтон

Помимо французской армии, 12 танков «учебной» серии попали в Великобританию. Один из них, 13-я серийная машина с регистрационным номером 66016, сохранился до наших дней. Ныне этот танк находится в танковом музее Бовингтон, являясь самым старым из сохранившихся Renault FT.

Схема установки пушечного и пулемётного вооружения, которое размещалось в башнях танков основной серии

«Грибок» на командирской башенке стал первым из серии серьёзных изменений, которые ожидали башню. О том, что 8-мм пулемёт Hotchkiss Mle.1914 — лишь один из вариантов вооружения лёгкого танка, Эстьен писал Жоффру ещё в конце ноября 1916 года, когда принималось решение о запуске программы Renault FT. По мнению Эстьена, часть танков требовалось вооружить 37-мм пехотными пушками. Кандидат на эту роль нашёлся достаточно быстро: 37-мм пехотная пушка образца1916 года (Canon d’Infanterie de 37 modèle 1916 TRP). Компактные размеры орудия позволяли без особых проблем установить его в лёгкий танк. Фирма APX (Atelier de Puteaux), разработчик пушки, весьма оперативно разработала танковую версию орудия, получившую обозначение 37 mm SA (canon de 37 S. A. pour chars légers).

Вооружение, использовавшееся на танках основной серии

В начале апреля 1917 года в конструкторском бюро Renault был подготовлен эскизный проект модифицированной башни. Разрабатывали её совместно с фирмой Paul Girod, по этой причине в историю она вошла как башня Girod-Renault. Также эта башня в переписке проходит как tourelle omnibus. За её основу была взята башня танка «учебной» серии. За счёт переделки передней части башни удалось увеличить её внутренний объём. Это позволило без особых проблем разместить внутри 37-мм орудие.

Поскольку шаровая установка для этих целей не подходила, была разработана новая конструкция. Она оказалась похожа на установку пулемёта, которая имелась на макетах танка. Благодаря тому, что наводка в установке осуществлялась как по вертикали, так и по горизонтали, командир имел возможность производить точную наводку орудия на цель, не поворачивая башню. Путём замены орудийной маски можно было в одну и ту же башню ставить либо пушку, либо пулемёт.

Первый опытный образец башни Girod-Renault, июль 1917 года. Вместо пушки установлен её макет

Опытный образец башни был готов в мае 1917 года, в июле её поставили на опытный образец Renault FT. В ходе испытаний вместо пушки стоял макет, но уже 5 июля последовал заказ на первые 600 пушек. Осенью конструкцию башни немного изменили: появились «скулы» по бортам. В таком виде она и пошла в серию.

Все три варианта башен Renault FT в одном кадре. Ближе всех — танк с башней Berliet-Girod, по центру — башня Renault, вдали — башня Girod-Renault

9 мая 1917 года Нивеля, позиции которого пошатнулись после ряда неудач, на посту главнокомандующего сменил Петен, который благосклонно относился к танкам. Концепция Renault FT ему понравилась, и первоначальный заказ на 1000 танков основной серии был заметно расширен. 1 августа 1917 года появился новый заказ, согласно которому Renault должна была произвести 2400 танков по цене 44 тысячи франков за штуку. Дешевизна, к слову, была относительной: для сравнения, средний танк Schneider CA.1 обходился в 58 тысяч франков, а Saint-Chamond — в 94 тысячи франков.

В октябре 1917 года заказ был перераспределён за счёт подключения к производству новых предприятий. Таковыми оказались Schneider и Delaunay-Belleville — фирмы, которые пытались конкурировать с Renault. В случае со Schneider было задействовано дочернее предприятие SOMUA (Société d’outillage mécanique et d’usinage d’artillerie). К прямым конкурентам Renault на танковом поприще добавился ещё один производитель — Berliet, автомобильный завод из Венисьё.

19 октября 1917 года заказ на первую партию был распределён следующим образом:

  • Renault — 700 танков;
  • SOMUA — 600 танков;
  • Delaunay-Belleville — 280 танков;
  • Berliet — 800 танков.

Серийные номера машин, произведённых SOMUA, начинались с 3001, Delaunay-Belleville — с 4022, а Berliet — с 2163. Регистрационные номера танков SOMUA начинались с 69017, Delaunay-Belleville — с 70017, а Berilet — с 73003. В процессе производства происходили небольшие пертурбации с номерами, но в целом систему удалось удержать в установленных параметрах.

Распределение заказа по четырём предприятиям привело к тому, что организовалась система достаточно тесной кооперации. В производстве танков это произошло впервые в мире. Фирма Renault обеспечивала себя двигателями, КПП и всеми элементами ходовой части, но при этом полностью зависела от поставщиков корпусов и башен. Таковых было целых пять. Berliet корпуса и башни собирала сама, а броня сюда приходила с Paul Girot (для башен), FAMH и Imphy. Подобно Renault, Berliet полностью обеспечивала себя моторами и элементами ходовой части. У Delaunay-Belleville похожим образом обстояли дела с поставщиками брони. Корпуса и башни эта фирма собирала сама, а моторы сюда приходили с Berliet и Renault. Остальные элементы ходовой части производились в Сен-Дени. Наконец, SOMUA броню получала в основном от Schneider, а элементы ходовой части делала сама. Что же касается моторов, то 510 штук изготовили на Peugeot, остальные пришли с Renault.

Такая плотная кооперация способствовала успешной организации массового производства танка.

Открытка, на которой изображены танки наиболее массовой версии — с башней Berliet-Girod

Расширение производства повлияло и на внешний облик танка. От литых лобовых и кормовых деталей корпуса производители отказались. Снова изменилась и башня. С октября 1917 года начались совместные работы конструкторов Berliet и Paul Girod. Итогом сотрудничества стала башня Berliet-Girod. Внешне она оказалась очень похожа на башню Girod-Renault: главным отличием было то, что от выступавших «скул» на бортах отказались. Этот вариант оказался самым массовым среди башен литой конструкции, их использовали на танках всех четырёх производителей.

Первый образец клёпаной башни Renault, установленный на танк учебной серии

Литые башни Girod-Renault были выпущены в небольшом количестве. Дело в том, что на Renault обратили свой взор на башню клёпаной конструкции, которую в своё время разработал полковник Римальо. Она выглядела более технологичной, чем совместная с Girod разработка. В результате осенью 1917 года на свет появилась «полигональная» башня. Именно эту башню приняли на Renault в качестве приоритетной. Всего за время производства было изготовлено 1147 башен этого типа, все пошли на танки выпуска Renault. Параллельно с ними устанавливались и башни Berliet-Girod.

По планам от 2 ноября 1917 года, к концу марта 1918 года ожидалось получить 1680 готовых Renault FT. Но в реальности первые танки основной серии только выходить с заводов начали в марте. Тогда же APX стала выпускать и первые пушки. Из 260 танков, которые были сданы к 1 мая, только 60 находились в полностью исправном состоянии. Согласно изменённой программе, за 1918 год предполагалось изготовить 4000 танков, из них 3100 — в штатной конфигурации. 600 машин собирались выпустить в версии BS с 75-мм пушкой, ещё 300 были радийными TSF.

Знакомство с новыми французскими танками

По состоянию на 1 июня 1918 года было сдано 664 танка. Полномасштабное массовое производство началось с лета. Если в июне было изготовлено 372 танка, то за июль заводы сдали 601 FT, в августе заказчики приняли 502 танка, а в сентябре — 592.

Впервые в бой эти машины пошли 31 мая 1918 года. Достаточно быстро выяснилось, что лёгкие танки оправдали возложенные на них ожидания. Низкая скорость передвижения компенсировалась относительно небольшой массой (6,5 тонны для пулемётной версии и 6,7 тонны — для пушечной), что позволяло оперативно доставлять их до поля боя на грузовиках. С задачей сопровождения пехоты они успешно справлялись, более того, именно наличие этих танков нередко оказывалось едва ли не единственной возможностью отправить пехоту в атаку. Наличие бронированной боевой машины, неспешно, но неумолимо двигающейся на вражеские позиции, оказалось лучшим средством мотивации пехотинцев. Прошло уже 100 лет с тех пор, а танк всё ещё остаётся таким же средством мотивации.

Уже к середине июля Renault FT становятся самыми массовыми французскими танками. Нередко французские танки поддерживали и боевые действия англичан. Быстрое насыщение своих войск позволило начать поставки Renault FT союзникам, прежде всего — американцам. К 21 сентября им было передано 173 таких танка.

Танки выпуска Renault выдвигаются к фронту. Уже к середине лета 1918 года ни одна крупная операция французских войск не обходилась без этих машин

Успехи лёгких танков на полях сражений предопределили следующий заказ. Согласно скорректированным планам, он увеличился до 7800 танков, из которых 3940 должна была выпустить Renault, 1995 — Berliet, 1135 — SOMUA и 730 — Delaunay-Belleville. Впрочем, в таком количестве танки выпущены не были. 11 ноября было подписано Компьенское перемирие, Первая мировая война закончилась. К 11 ноября было сдано 3246 танков, ещё 627 машин было сдано до конца месяца. Производство постепенно сворачивалось. Тем не менее танки этого типа продолжали поступать в войска и в 1919 году. Общий объём из выпуска составил 4516 штук. По предприятиям картина выглядит следующим образом:

  • Renault — 2620 танков;
  • SOMUA — 481 танк;
  • Delaunay-Belleville — 390 танков;
  • Berliet — 1025 танков.

Renault FT справедливо считается лучшим танком Первой мировой войны. Уступая средним и тяжёлым танкам в огневой мощи, он заметно превосходил их в количестве. Небольшая масса и возможность перевозки на грузовиках резко увеличивала тактическую подвижность машины. Наконец, условия работы экипажа были не в пример лучше, чем у других танков Первой мировой войны. Renault FT стал образцом для подражания, а также первым танком, который выпускался вне «родной» страны по лицензии. Его боевая карьера растянулась на несколько десятков лет.

Несколько неожиданным стало то, что под конец войны у этого танка появился новый противник — генерал Эстьен. Главный идеолог французского танкостроения к тому времени стал считать, что будущее всё-таки за танками среднего класса. В итоге это привело к появлению концепции танка Char B.

Победное дефиле на параде в Париже. Renault FT участвовали в параде более чем заслужено. Более чем на полтора десятилетия эти танки стали основной французских бронетанковых сил

В заключение стоит ещё раз вернуться к обозначению Renault FT. Дело в том, что эту машину очень часто называют Renault FT-17. На деле к реальности этот индекс никакого отношения не имеет. С апреля 1918 года танк официально обозначался как Char d’assault 18 HP, то есть «штурмовой танк с 18-сильным двигателем». Откуда же появился индекс FT-17?

Как ни странно, виновна в этом группа авторов, выпустивших в 1935 году справочник Taschenbuch der Tanks. Авторы справочника, который в СССР перевели и издали в 1936 году, — Отто Меркер, Ричард Икс, Отто Хакер и Герхард фон Цецшвиц. Очень часто исследователи используют этот справочник как основной источник информации, и делают они это совершенно зря. Справочник содержит массу неточностей и откровенных приписок.

Не повезло в этом плане и Renault FT. Чтобы упростить себе жизнь, авторы справочника обозначили Renault FT с «полигональной» башней как Renault M.17 FT, а вариант с литой башней Berliet-Girod — как Renault M.18 FT. Даже в немецком Управлении вооружений сухопутных сил этот справочник принимали за чистую монету, а придуманные группой авторов индексы очень активно использовались.

Собственно говоря, именно из этого справочника и началось победное шествие обозначения Renault FT-17 по страницам литературы. Хотелось бы порекомендовать исследователям перестать слепо копировать полный неточностей справочник 80-летней давности и начать изучать работы современных исследователей, прежде всего Франсуа Вовилье и его коллег.


Источники:

  • Guerre, Blindés & Matériel (GBM) №99, 100, 101, 102, 112.
  • Renault FT, Pascal Danjou, TRACKSTORY №10, 2009.
  • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014.
  • Материалы Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC).
  • Фотоархив автора.

warspot.ru

Первые танки СССР

Содержание

История танков СССР берёт своё начало в далёком 1914 году, когда инженер Пороховщиков разработал колёсно-гусеничную машину под названием Вездеход, защищённую бронёй. Её масса была около 4 тонн, броня защищала от пуль, имелось пулемётное вооружение, а экипаж состоял из всего 1 человека. В движение Вездеход приводился 15 киловаттным двигателем, который передавал мощность на колёсно-гусеничный двигатель с помощью планетарной трансмиссии.

Через год она была построена в Риге, на испытаниях показала себя с лучшей стороны, преодолевая бездорожье и достигнув 25 км/час.

Первые танки СССР

Амбициозные проекты

Чуть позже, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев спроектировал сверхтяжёлый танк, оснащённый вращающейся башней, пневмоподвеской и способностью передвигаться по железным дорогам. Планировался экипаж из 8 человек под защитой противоснарядной брони толщиной до 150 мм, 120 мм орудие, пулемёт и скорость до 24 км/час.

Первые танки СССР

Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам — уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг.

9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли.

Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта — его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью.

Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.

Позаимствованный опыт

Существовали и другие проекты, оказавшиеся слишком утопичными и забытыми даже без постройки модели. Несмотря на такое количество, первыми повоевавшими оказались отнюдь не машины СССР, а английские, после чего появились и французские Renault FT-17, оказавшиеся весьма удачными для своего времени.

Первые танки СССР

Ленин, понимавший нужду армии в современной технике, в 1919 году поставил задачу перед советской промышленностью как можно скорее спроектировать и начать выпускать свой танк. К концу года, взяв за основу трофейный Renault FT-17 и тщательно изучив его, завод Красное Сормово, совместно с Московским АМО и Ижорским заводом, начал создавать первый советский танк.

Уже 31 августа следующего года появился первенец, получивший своё имя «Борец за свободу тов. Ленин», последующие 14 машин также получили свои имена.

Первый танк СССР массой 7 тонн отличался от французского оригинальной клепаной башней и двигателем, позже к трофейной 37 мм пушке добавился пулемёт. Несмотря на большую огневую мощь, Русскому Рено с толщиной брони 8-16 мм серьезно не хватало защиты, её скорость составляла всего 8,5 км/час, а экипаж плохо себя чувствовал внутри из-за тесноты и жары.

В этом же году инженер Максимов создал проект маленького и лёгкого танка с противопульной защитой, пулемётным вооружением, скоростью 17 км/час и экипажем из одного человека.

Несмотря на по-прежнему большое количество идей и проектов, было очень сложно организовать серийное производство современных боевых машин.

Развитие своего танкостроения

Первые танки СССР

Лишь в 1927 году появился МС-1, также известный как Т-18 или малый танк сопровождения пехоты, весьма современный и совершенный для своего времени. Его полуавтоматическая 37 мм пушка в башне дополнялась 2 пулемётами, толщина брони достигала 16 мм, а скорость — 16,5 км/час.

Началось бурное создание новой техники в СССР, появились Т-19, Т-20, Т-23 и Т-24, танкетки Т-17 и Т-23, но все они не отличались какими-либо значимыми преимуществами перед Т-18, зато были дороги в производстве. Стоит лишь остановиться на принятом на вооружение в 1931 году Т-24, получившем 45 мм пушку и 4 пулемёта, размещённые в ряд, скорость 22 км/час и экипаж из 4 человек.

С начала 30-х годов, на вооружение СССР начала поступать новая техника, многое заимствовалось за рубежом.

Т-26 являлся английским Light Tank Mk.VI, Т-27 танкеткой Carden-Loyd Mk VI, серия колёсно-гусеничных БТ была основана на танке Кристи, а Т-28, получивший 3 башни, был родственником Medium Mk III.

Тем не менее, уже к 1933 году СССР имел 5 типов вполне актуальной техники, предназначенной для разных задач.

Первые танки СССР

Например, тяжёлый Т-35 и быстроходные БТ, отлично подходящие для быстрых глубинных атак.

Стоит вспомнить и самоходную установку АТ-1, в то время называвшуюся артиллерийским танком. Позже, во время Великой отечественной войны, подобные машины стали актуальными, как поддерживая пехоту, так и ведя борьбу с бронетехникой противника.

Заключение

Довоенный период подошел к концу, значит, стоит подвести итог. За его время советские танки прошли путь от утопичных проектов до серийных боевых машин, постепенно налаживалось производство, появлялось понимание того, каким должен быть танк.

От пулемётного вооружения начали приходить к пушечному, постепенно улучшалась защита корпуса за счет формы, применения сварки и толщины, постоянно наращивались скорость и маневренность.

За счёт серийного производства повышалась надёжность как отдельных механизмов, так и машин в целом, также появилась классификация танков, разбившая их в зависимости от веса на лёгкие, массой до 20 тонн, средние, массой до 40 тонн и тяжёлые.

Армия СССР получила различные машины, отвечавшие требованиям тех времён, но вскоре начавшаяся Вторая мировая война, повлекла создание новых советских танков, один из которых стал лучшим в мире. Впрочем, это уже другая история.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Первые танки СССР

Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского «Рено» FТ-17. В качестве образцы был взят трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО, поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж. Головную машину, получившую имя «Борец за свободу тов. Ленин», сдали армии 15 декабря 1921 года, после чего последовали еще 14. «Русский Рено» (танк «М» — малый; или «КС» — «Красное Сормово»), отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода — 60 км, толщина брони — 8-6 мм, экипаж 2 человека.

На первом танке стояла трофейная французская пушка, но затем добавили пулемет, установленный в боковом листе башни справа. Серийное производство этих машин в дальнейшем не было развернуто. Кроме экономических проблем, выяснилось, что броня корпуса и башни пробивается бронебойными пулями, проходимость и маневренность недостаточны, скорость на местности мала, а расположение вооружения мешает его применять. В танке было очень душно и жарко, что затрудняло работу экипажа.

Первый советский танк


Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин», 1919 год.

В постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 года ставилась задача наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. При разработке и пересмотре плана военного строительства в 1931 году ЦК ВКП(б) и советское правительство потребовали от Реввоенсовета СССР руководствоваться следующими положениями:

  • по численности — не уступать вероятным противникам на главнейшем театре войны;
  • по технике — быть сильнее противника по решающим видам вооружения: самолетам, артиллерии и танкам.

Танк «Русский Рено»


Схема внутреннего устройства танка «Русский Рено»

В качестве первоначальной главной задачи предусматривалось полностью перевооружить армию новейшими образцами боевой техники и оружия, обратив особое внимание на развитие артиллерийской,  бронетанковой и авиационной техники, а также автоматического стрелкового оружия. По указанию ЦК ВКП(б) в первой половине 30-х годов организуются специализированные (по видам боевой техники) научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории, которые развернули работу по созданию новых видов вооружения.

  • Для непосредственного руководства техническим перевооружением Красной армии в июле 1929 года учреждается должность начальника вооружений РККА. До 1931 года ее занимал И. Уборевич, затем М. Тухачевский, который одновременно являлся заместителем наркома по военным и морским делам.
  • В ноябре того же года было образовано специальное управление в системе центрального военного аппарата по вопросам моторизации и механизации Красной армии. Начальником управления стал И. Халепский.

За первую пятилетку планировалось изготовить 1075 танков. А ведь в это время танковый полк Красной армии полностью состоял из трофейных машин, включая 45 танков «Рикардо», 12 «Тейлор» (английские танки Первой мировой войны Мk.V и Мk.А) и 33 французских «Рено». Разрабатывать танки должна была специальная организация Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБОАТ), которое к этому времени представило проекты танкетки Т-17, легкого танка сопровождения пехоты Т-16 и более тяжелого «маневренного» танка Т-12. Две первые машины должен был выпускать ленинградский завод «Большевик» (бывший Обуховский сталелитейный), а Т-12 — Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) на Украине.

Танк МС-1


Советский танк МС-1, 1929 год.

Т-16 скоро улучшили и переименовали в танк Т-18/МС-1, «малый сопровождения». В 1927-1928 гг. планировалось выпустить 23 танка, на следующий год — еще 110, однако первые 30 машин подготовили лишь к  1 мая 1929 года. Для своего времени это была довольно совершенная машина, сохранявшая, тем не менее множество конструктивных решений, взятых от «Рено», включая хвост для преодоления траншей. Однако наш танк оказался короче и легче (двигатель установлен поперек корпуса в одном блоке с коробкой передач). 37-мм пушка и пулемет размещались под углом друг к другу, и наводить их на цель одновременно было невозможно. С 1930 года танк получил новую башню с кормовой нишей для размещения боеприпасов, модернизированную ходовую часть и более мощный двигатель, что увеличило скорость до 22 км/ч. Всего до конца 1931 года, когда танки МС были сняты с производства, было построено более 900 машин, ставших на первое время основой танкового парка СССР. Достаточно успешно эти машины опробовались во время конфликта на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге, подвергшейся в 1929 году нападению китайских милитаристов. Многие танки вышли из строя из-за технических неполадок, но в целом они показали себя достаточно хорошо. Затем их использовали в качестве учебных, а башни от МС нашли применение в начале Великой Отечественной войны. Их установили на местности как закрытые огневые точки.

Вскоре на ХПЗ начали делать Т-12, который по проекту должен был весить 16 тонн, но в действительности весил 19,5. В экипаже танка было 4 человека, а вооружить его планировали 45-мм пушкой и тремя пулеметами. Танк приняли на вооружение под маркой Т-24 в 1929 году. Особенностью нового танка стало трехъярусное расположение вооружения: пулемет в лобовой части корпуса, 46-мм пушка и два пулемета в основной башне, один под углом к основному вооружению, и четвертый пулемет в маленькой башенке кругового вращения на крыше главной башни. Экипаж танка составлял 5 человек. Боевая масса — 18,5 т, скорость — 22 км/ч, бронирование до 20 мм. Всего было выпущено 25 танков этого типа. Отмечалось, что танк получился сложным и малонадежным.



pro-tank.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *