Пантера (танк) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Panzerkampfwagen.Пантера | |
«Пантера» Ausf. G | |
---|---|
Боевая масса, т | 44,8 |
Компоновочная схема | отделение управления спереди, моторное сзади |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Разработчик | MAN |
Производитель | MAN, Daimler-Benz, MNH, Henschel-Werke, Demag |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1943—1947 |
Количество выпущенных, шт. | 5976[1] |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6870 |
Длина с пушкой вперёд, мм | |
Ширина, мм | 3270 |
Высота, мм | 2995 |
Клиренс, мм | 560 |
Бронирование | |
Тип брони | катаная низкой и средней твёрдости поверхностно закалённая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 80/55° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 60/55° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 50/30° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 40/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 40/30° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 40/30° |
Днище, мм | 17—30 |
Крыша корпуса, мм | 17 |
Лоб башни, мм/град. | 110/10°[2] |
Маска орудия, мм/град. | 110 (литая) |
Борт башни, мм/град. | 45/25° |
Корма башни, мм/град. | 45/25° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 7,5 cm KwK 42 |
Длина ствола, калибров | 70 |
Боекомплект пушки | 81 |
Пулемёты | 2 × 7,92 MG-42 |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный |
Мощность двигателя, л. с. | 700 |
Скорость по шоссе, км/ч | 55 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25-30 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 15,6 |
Тип подвески | торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,88 |
Пантера на Викискладе |
«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Panther») — немецкий средний[К 1]
«Пантера» была вооружена орудием меньшего калибра, чем «Тигр» и по немецкой классификации считалась танком со средним вооружением (или просто средним танком)[3]. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, именовали его как Т-5 или Т-V. Тяжёлым танком она считалась и у союзников. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».
Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» являлась лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире [4]. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.
История создания
Работы по новому среднему танку, предназначенному для замены PzKpfw III и PzKpfw IV, начались в 1938 году. Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым работали фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и MAN, получил индексацию: VK.30.01 (DB) — проект фирмы «Даймлер-Бенц», и VK.30.02 (MAN) — проект фирмы MAN. Работа над новым танком шла достаточно медленно, поскольку надёжные и проверенные в боях средние танки вполне удовлетворяли немецких военных. Тем не менее, к осени 1941 года конструкция шасси была в целом проработана.[5] Однако к этому времени ситуация изменилась.
После начала войны с Советским Союзом немецкие войска встретились с новыми советскими танками — Т-34 и КВ. Первоначально советская техника не вызвала большого интереса у немецких военных, но к осени 1941 года темпы немецкого наступления стали падать, а с фронта начали приходить сообщения о превосходстве новых советских танков — особенно Т-34 — над танками Вермахта. Для изучения советских танков немецкими военными и техническими специалистами была создана специальная комиссия, в которую входили ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники (в частности Ф. Порше и Г. Книпкамп). Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего вынесли решение о необходимости реализации в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное расположение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами.
Весной 1942 года оба подрядчика представили свои прототипы. Опытная машина фирмы «Даймлер-Бенц» даже внешне сильно напоминала Т-34, было также предложено оснастить танк дизельным двигателем, хотя острая нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делала этот вариант бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонность к этому варианту, фирма «Даймлер-Бенц» даже получила заказ на 200 машин. Однако в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила ряд преимуществ проекта MAN, в частности более удачную подвеску,
night-panther » Танк Пантера – могильщик Третьего Рейха?
В различных книгах и телепередачах мне постоянно встречалась оценка Пантеры как одного из лучших танков Второй Мировой. А в передаче на канале «Нэшинел Джиографик» его вообще назвали абсолютно лучшим танком, танком, «опередившим своё время».
Историческая справка
Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера» — немецкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941—1942 годах как основной танк Вермахта. По немецкой классификации, «Пантера» считалась средним танком. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года, фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».
Каково же было реальное значение для хода войны столь выдающейся машины? Почему же Германия, имея столь выдающийся танк, не разгромила наголову Советские бронетанковые силы?
Батальоны «Пантер» на Восточном фронте. Период с конца 1943 по 1945 год
«Пантеры», уцелевшие на Курской Дуге, собрали в составе 52-го танкового батальона, который 24 августа 1943 года переименовали в I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. 51-й батальон в начале августа получил новые 96 «Пантер» и остался в составе гренадерской дивизии «Grossdeutschland». К концу августа 52-й батальон безвозвратно потерял 36 «Пантер». По состоянию на 31 августа 1943 года в 52-м танковом батальоне было 15 боеспособных танков, ещё 45 машин находилось в ремонте.
«Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода».Техническая подготовка в Германии
Во время нескольких недель подготовки механики-водители и техперсонал изучали не всегда то, что требуется на передовой. Некоторые из солдат занимались все время каким-либо одним заданием, например, меняли опорные катки. Таким образом, у многих не было целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда достигали отличных результатов за очень непродолжительное время. Возможность изучить матчасть есть на каждом заводе, собирающем танки.Механические проблемы
Уплотнитель головки цилиндров прогорел насквозь. Разрушен вал топливного насоса.
Сорваны болты на большой шестерне бортовой передачи. Часто наблюдается выпадение заглушек, что приводит к вытеканию масла. Масло также часто вытекает через шов между кожухом бортовой передачи и бортом танка. Болты, которыми бортовые передачи крепятся к борту корпуса, часто ослабевают.
Верхний подшипник вентилятора часто заедает. Смазка недостаточна, даже если уровень масла в норме. Повреждения вентилятора часто сопровождается повреждением привода вентилятора.
Подшипники карданного вала выходят из строя. Привод гидравлического насоса изнашивается.Проблемы с вооружением: сцепление компрессора залипает, что мешает работе системы продувки ствола. Прицел TZF 12 выходит из строя в результате попаданий в маску пушки. Расход оптики для прицела очень высок.
Совершенно необходимо оснастить танк курсовым пулеметом для борьбы с пехотой противника. Необходимость в курсовом пулемете ощущается особенно остро, когда спаренный пулемет замолкает.Лобовая броня PzKpfw V очень хороша. 76,2-мм бронебойные снаряды оставляют на ней вмятины не глубже 45 мм. «Пантеры» выходят из строя при прямом попадании 152-мм фугасных снарядов — снаряд проламывает броню. Почти все «Пантеры» получили лобовые попадания 76-мм снарядов, при этом боеспособность танков практически не страдала. В одном случае маску пушки пробил 45-мм снаряд, пушенный с дистанции 30 м. Экипаж не пострадал.Однако бортовая броня очень уязвима. Борт башни на одной из «Пантер» был пробит из противотанкового ружья. Борт другой «Пантеры» также был пробит мелкокалиберным снарядом. Все эти повреждения происходят во время боев на улицах или в лесу, где закрыть фланги не представляется возможным.
Прямое попадание артиллерийского снаряда в нижнюю часть лобовой брони привело к тому, что лопнули сварные швы, а от бронеплиты откололся кусок несколько сантиметров длиной. Очевидно, шов был проварен не на всю глубину.Юбка показала себя достаточно хорошо. Крепления листов недостаточно надежны и очень неудобно расположены. Поскольку листы подвешены на расстоянии 8 см от борта танка, они легко отрываются ветвями деревьев и кустарников.
Новые опорные катки не вызывали нареканий. Почти все «Пантеры» теряли ход из-за разрывов фугасных снарядов. Один опорный каток пробит навылет, три повреждено. Раскололось несколько опорных катков. Хотя 45-мм и 76-мм снаряды пробивают траки, они не могут иммобилизовать танк. В любом случае «Пантера» может своим ходом покинуть поле боя. Во время продолжительных маршей на предельной скорости быстро изнашиваются резиновые бандажи на опорных катках.Пушка показала себя превосходно, отмечены только единичные незначительные проблемы. Лобовая броня КВ-1 уверенно пробивается с дистанции 600 м. СУ-152 пробивается с дистанции 800 м.
Новая командирская башенка имеет довольно удачную конструкцию. Диоптр, очень помогавший командиру танка в наведении пушки на цель, отсутствует. Три передние перископа следует сместить чуть ближе друг к другу. Поле зрения через перископы хорошее, но невозможно использовать бинокль. При попадании снарядов в башню оптика перископа часто выходит из строя и требует замены.Кроме того, перископы механика-водителя и стрелка-радиста следует лучше герметизировать. Во время дождя вода проникает внутрь и сильно затрудняет работу.
Буксиры Bergepanther отлично зарекомендовали себя. Одного Bergepanther достаточно для эвакуации одного танка в сухую погоду. По глубокой грязи даже двух буксиров недостаточно для эвакуации одной «Пантеры». К настоящему времени буксиры Bergepanther эвакуировали 20 «Пантер». В общей сложности поврежденные танки буксировали на расстояние 600 м. Bergepanther использовались только для того, чтобы отбуксировать подбитые танки с передовой в ближний тыл. Опыт батальона показывает, что необходимо иметь как минимум четыре буксира Bergepanther, хотя бы и за счет обычных 18-тонных буксиров. Оснащенность буксиров радиостанциями оказалась кстати. Во время боя командиры Bergepanther получали указания по радио.Чтобы буксировать одну «Пантеру» в сухую погоду требуется два тягача Zugkraftwagen 18t. Однако по глубокой грязи даже четыре 18-тонных тягача не могут сдвинуть танк.
16 октября батальон начал атаку силами 31 танка. Хотя пройденное расстояние было невелико, 12 «Пантер» вышло из строя из-за механических поломок. К 18 октября 1943 года батальон располагал 26 боеспособными «Пантерами». 39 танков нуждалось в ремонте и 6 машин пришлось списать. В период с 9 по 19 октября среднее количество боеспособных танков составляло 22 «Пантеры».Результаты: подбито 46 танков и 4 самоходных орудия. Уничтожено 28 противотанковых пушек, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых ружей. Наши безвозвратные потерн — 8 танков (6 подбито и сгорело во время боев, два разобрано на запчасти).»Из-за механической ненадежности «Пантер» и высокого уровня потерь 1 ноября 1943 года Гитлер решил отправить на Ленинградский фронт 60 танков без двигателей, которых следовало врыть в землю напротив Кронштадской бухты. С 5 по 25 ноября 1943 года 60 «Пантер» (полностью боеспособных) отправили в распоряжение командования Группы Армий «Север».30 ноября 1943 года командование L армейского корпуса сообщило, что 60 «Пантер» поступило в ведение 9-й и 10-й полевых дивизий люфтваффе. «Пантеры» были по три врыты вдоль линии обороны, имея перед собой простреливаемое пространство 1000-1500 м. Если по какой-то причине три танка окопать рядом не представлялось возможным, одиночную машину усиливали пехотой и противотанковой пушкой. 10 наиболее боеспособных машин оставили на ходу в качестве мобильного резерва.Из состава I. Abteilung/Panzer-Regiment 29 выделили 60 человек (20 командиров, 20 механиков-водителей, 15 наводчиков и 5 стрелков-радистов). 26 декабря III танковый корпус получил приказ собрать все сохранившие подвижность «Пантеры» в составе I. Abteilung/Panzer-Regiment 29. Окопанные «Пантеры» остались в ведении дивизий.
В ноябре 1943 года два батальона «Пантер» прибыли на Восточный фронт. Это были Abteilung/Panzer-Regiment 1, насчитывавший 76 «Пантер» (в роте 17 танков), а также Ableilung/SS-Panzer-Regiment 1, полностью укомплектованный 96 «Пантерами». Оба батальона действовали в составе своих дивизий.В начале ноября 1 батальон 15-го танкового полка получил пополнение в виде 31 «Пантеры». В конце декабря 1943 года I батальон 1-го танкового полка получил 16 новых «Пантер». Не считая 60 «Пантер», отправленных на Ленинградский фронт, всего в 1943 году на Восточный фронт было отправлено 841 «Пантера». К 31 декабря 1943 года немцы располагали только 217 «Пантерами», из них лишь 80 сохранили боеспособность. 624 танка было списано (потери 74%).
С 5 по 11 декабря 1943 года 76 «Пантер» доставили в I батальон 2-го танкового полка. Еще 94 «Пантер» прибыли в качестве пополнения в другие батальоны. Однако все эти танки впервые использовали в бою уже в январе 1944 года.5 марта 1944 года Гудериан сообщал:
«Как показал опыт последних боев, «Пантеру», наконец, удалось довести до ума. В рапорте от 22 февраля 1944 года, поступившем из 1-го танкового полка, говорится: «В нынешнем варианте «Пантера» годна для фронтового применения. Она значительно превосходит Т-34. Почти все недостатки устранены. Танк имеет превосходное бронирование, вооружение, проходимость и скорость. В настоящее время средний пробег мотора находится в пределах 700-1000 км. Число поломок двигателя уменьшилось. Поломки бортовых передач больше не отмечаются. Рулевое управление и трансмиссия достаточно надежны».Однако этот рапорт из 1-го танкового полка оказался преждевременным. Действительно, «Пантера» хорошо себя чувствовала зимой на подмерзшем грунте, но уже в рапорте от 22 апреля 1944 года из I батальона 2-го танкового полка сообщается о многочисленных технических проблемах, вызванных весенним бездорожьем:
В рапорте обобщен опыт, полученный в период между 5 марта и 15 апреля 1944 года.
Двигатель Maybach HL 230 Р30;
В общем, новые двигатели гораздо надежнее предшественников. Иногда двигатель без ремонта проходит до 1700-1800 км, причем 3 «Пантеры», пройдя это расстояние, по-прежнему остаются на ходу. Но характер поломок не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников.Пожары двигателя
Количество пожаров в двигательном отделении заметно сократилось. Выявлены следующие причины пожаров:
Утечки масла через клапаны из-за плохих уплотнителей. Капли масла падают на раскаленные выхлопные трубы и воспламеняются.
В некоторых случаях отмечается переполнение карбюратора. Свечи заливаются бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и просачивается наружу через уплотнители, становясь причиной пожара.Трансмиссия
Срок службы трансмиссии также увеличился. В среднем, каждые 1500 км пробега выходит из строя 3-я передача, причем ремонту в полевых условиях поломка не поддается. Выход из строя 3-й передачи объясняется ее перегрузка при движении по грязи. Поскольку заменить трансмиссию иногда не удается, мы эксплуатировали три «Пантеры» с неисправной коробкой передач. Переключение со 2-й сразу на 4-ю передачу иногда вызывало поломку сцепления, но ремонтировать сцепление гораздо проще. Случается, что танки проходят без поломки сцепления по 1500-1800 км, причем 4 «Пантеры» уже перекрыли этот рекорд.
Быстрый износ рулевого управления также обусловлен постоянной ездой по бездорожью. Рулевое управление имеет достаточно сложную конструкцию, а квалификации механиков-водителей недостаточно для того, чтобы самостоятельно устранить возникающие неисправности. Поэтому танками управляют с помощью бортовых тормозов, что приводит к их быстрому износу и частому выходу из строя.Бортовые передачи
Очень часто танки выходят из строя из-за поломок бортовых передач. Например 11 марта пришлось заменить бортовые передачи на 30 танках. Левая бортовая передача выходит из строя чаще, чем правая. Болты на большой шестерне бортовой передачи часто срываются. Особенно неблагоприятно влияет на бортовые передачи движение задним ходом по грязи.
Подвеска и гусеницы
После 1500-1800 км пробега наблюдается сильный износ гусениц. Во многих случаях направляющие зубья отламываются или сгибаются. Четырежды гусеницы пришлось менять целиком, так как ни на одном траке не осталось направляющего зуба.Несмотря на то, что надежность танков заметно возросла, следует продолжать предпринимать попытки повысить надежность в еще большей степени. Для этого необходимо, чтобы «Пантеры» были приспособлены к следующим боевым ситуациям:
Работа двигателя на предельных режимах при движении вверх по склону или по глубокой грязи.
Рулежка при движении задним ходом (неизбежный маневр во время боя).
Перегрузка сцепления.Снижение уровня поломок также объясняется возросшим опытом механиков-водителей и командиров танков. В 4-й роте 2-го танкового полка танк ефрейтора Габлевского (PzKpfw V. Fgst.Nr. 154338. Motor Nr.83220046) к настоящему времени прошел без ремонта 1878 км и по прежнему сохранил полную боеспособность. За все это время потребовалось поменять несколько опорных катков и гусеничных траков. Расход масла на танке составляет около 10 л. на 100 км. На «Пантере» до сих пор стоят двигатель и трансмиссия, смонтированные еще на заводе.»
Для того, чтобы закрыть огромную брешь на Восточном фронте, сделанную Красной Армией в июле 1944 года, было спешно сформировано 14 танковых бригад. Лишь семь из них отправили на Восточный фронт. Остальные семь пришлось отправить на запад, поскольку в августе 1944 года союзники начали во Франции успешное наступление. В каждой бригаде с номером от 101 до 110. а также в Fuehrer — бригаде имелось по одному батальону «Пантер». Батальон состоял из штаба (3 «Пантеры») и трех рот, по 11 «Пантер» в каждом (2 при штабной секции и по 3 в трех взводах).С августа 1944 года бомбардировки союзников стали сказываться на производительности немецких танковых заводов. Производство «Пантер» падало, а потери на фронтах, напротив, росли. Пришлось пойти на сокращение танков в батальонах. Например, в I. Abteilung/Panzer-Regiment73160;10 имел три машины при штабе и 17 «Пантер» во 2-й и 4-й ротах.
В I батальоне танкового полка «Hermann Goering» было 4 «Пантеры» при штабе батальона и по 14 «Пантер» в каждой из четырех рот (две «Пантеры» в штабной секции и по четыре в трех взводах). По той же схеме организовывались 1 батальоны 6-го, 11-го, 24-го и 130-го танковых полков. В этих четырех батальонах все 60 «Пантер» были оснащены приборами ночного видения. Полевые испытания закончились неудачно. поэтому все приборы ночного видения демонтировали и отправили на склад еще до отправки частей на фронт.После провала наступления на Западном фронте, в феврале 1945 года 8 дивизий (1-я. 2-я, 9-я, 10-я и 12-я дивизия СС, а также 21-я дивизия, 25-я гренадерская дивизия и гренадерская дивизия «Fuehrer»), насчитывавшие в общей сумме 271 танк, были переброшены на восток.
12 февраля 1945 года генерал-инспектор танковых войск приказал 1-й роте 101-го танкового батальона танковой бригады «Fuehrer» начать войсковые испытания прибора ночного видения FG 1250. Десять «Пантер» роты были отправлены в Альтенграбов, для оснащения ноктовизорами. Кроме того, рота получила три SdKfz 251/20. оснащенных ИК-прожекторами BG 1251 (Uhu). 26 марта 1945 года майор Вёльварт и гауптман Ритц доложили о ходе первого ночного боя с использованием ИК-прицелов. Бой прошел успешно, приборы ночного видения оказались достаточно надежны. Получив обнадеживающие результаты, немецкое командование оснастило ИК-прицелами танки в следующих частях:
I./PzRgt 6 (3. PzDiv) — 1 марта 10 штук;
Ausbildungs-Lehrgang Fallingbostel — 16 марта 4 штуки;
I./PzRgt 130 (25. PzGrDiv) — 23 марта 10 штук:
I./PzRgt 29 (PzDiv Muenchenberg) — 5 апреля 10 штук;
4. Kp/PzRgt 11-8 апреля 10 штук.За исключением четырех «Пантер», отправленных в Фаллингбостель, все машины, оснащенные FG 1250 (50 штук), участвовали в боях на Восточном фронте.
Наибольшее количество боеспособных «Пантер» было в распоряжении немецкого командования летом-осенью 1944 года. В это время пиковое число боеспособных танков достигло 522 штуки. В то же время Красная Армия располагала несколькими тысячами Т-34, КВ-1, ИС-2 и M4 Sherman. Несмотря на множество локальных успехов, «Пантеры» так и не смогли переломить ход войны.Ну и что же мы имеем в сухом остатке? Кроме боевых и технических характеристик у любой боевой машины есть ещё и другие характеристики. Такие как надёжность, ремонтопригодность, а самое главное — цена и вытекающая из неё возможность к массовому производству. Если оценивать голые цифры технических характеристик, то машина выглядит выдающейся, даже статистика боёв с нашими танками говорят в пользу «Пантеры». Но вышеперечисленные качества, которые зачастую уходят от внимания простых любителей военной истории, делают её просто аховой. И несмотря на своё техническое совершенство эта машина практически погубила Третий Рейх, оставив его фактически без танков. По этим качествам «Пантера» не опередила своё время, а, скорее, запоздала. Она должна была появиться в предвоенный период, и все её детские болезни должны были быть устранены ещё перед войной, а не в критический для Германии момент. Была ли альтернатива? Я её лично не вижу. Перед войной такая машина появиться не могла. Так как она стала результатом осмысления боёв против Т-34
Что же нужно было делать Германии? Вероятно, правы те коллеги, которые писали, что единственным правильным действием было бы продолжение модернизации Т-IV. Машины достаточно устаревшей, которая по моему мнению, даже в большом количестве, вряд ли б изменила ход войны.
Первоисточник http://alternathistory.org.ua/
night-panther.com
|
|
|
voinanet.ucoz.ru
Описание танка Пентера | Мир Знайки
Танк «Пантера» один из самых страшных танков Второй Мировой Войны. Холодный, точный, которого почти невозможно остановить. У союзников не было ничего подобного, что бы могло сразиться с ним один на один. Даже сегодня влияние «Пантеры» всё ещё живо.
Построенный в Германии, крещённый в бою в 1943 году, настолько смертоносные и опасные, что противники пытались их захватить и использовать сами. Грозный PzKpfw «Panther» «Пантера»».
«Пантеры» интересны по ряду причин. Историки считали его наилучше спроектированным танком Второй Мировой войны. Он выглядел, как полагается, он звучал, как полагается. И в большинстве случаев он действовал, как полагается. «Пантера» вселяла ужас на врага не без причины. 75 мм. Оружие было смертельно-точным даже на расстоянии 100 метров. Его броня была настолько прочна, что оружие союзников не могло пробить его. Столкнувшись с танками союзников, соотношение потерь было в пользу «Пантеры». Для того что бы его одолеть требовалось около 5 «Шерманов». Насколько впечатляющим был этот танк.
Во время Второй Мировой войны, Германия создала всего около 6000 «Пантер», это мало по сравнению с 50000 танков «Шерман», произведённых США. После войны большинство «Пантер» превратились в металлолом. Так что сегодня найти «Пантеру» невозможно.
«Пантера» была известна, по бросающимся в глаза, характерным чертам дизайна. Передняя броня была изогнута под углом, и это давало смертельное преимущество в боях. Основным преимуществом изогнутой брони это то, что спереди «Пантера» гласис, верхняя часть плиты немного толще трёх дюймов. И если взять трёхдюймовую плиту опускать её, то она становится толще. Если расстояние, которое сквозь неё должен пройти снаряд увеличивается. И ещё существует коэффициент отклонения, предусматривающий, что снаряд, который попадает в искажённую панель, может просто отскочить, изменить направление. Наклонная броня «Пантеры» была непосредственно скопирована с врага, с советского танка Т-34.
До нападения на СССР в 1941 году, конструкция всех немецких танках, как и во многих других странах, в основном с вертикальными сторонами. Но когда немцы увидели советский танк они поняли, что подобная конструкция намного лучше. И это их шокировало.
В бою «Пантеру» боялись по многим причинам, смертельно точное оружие «Пантеры» многими считалось лучшим танковым орудием во Второй Мировой войне. Оно стреляло 75 мм снарядами, и могло уничтожить врагов на расстоянии в 2000 метров. Если американский «Шерман» сталкивался с «Пантерой» исход боя был ясен. Ствол «Пантеры» был в два раза больше «Шермана», и это увеличивало скорость стрельбы. Это было основным преимуществом оружия. Его скорость превышала 3000 футов в секунду. В то время танк «Шерман» стрелял со скоростью 2000 футов в секунду. Скорость определяла, как точность попадания, так и толщину брони, которую можно было прострелить, сколько энергии можно было донести до цели. Танк «Шерман» имел оружие схожих размеров, но с более низкой скоростью, но он не мог прострелить «Пантеру», а орудие «Пантеры» могла прострелить любую часть «Шермана».
«Пантера» могла стрелять в движении, но вряд ли могла попасть в цель. Американские и британские конструкторы пытались достичь стабильности с помощью электрических гироскопов, приспособленных на башне. Немецкий подход был совершенно другим. Немцы пытались стабилизировать весь танк при помощи сложной торсионной подвески. Это создало ход подвески в 20 дюймов. Другими словами это очень плавный ход, а несколько лет обгоняющий своё время. Современники «Пантеры», такие как «Шерман» или Т-34 имели весьма ограниченный ход подвески. Они были неуклюжими и сильно тряслись при езде. Это очень утомляло команду.
«Пантеры» всегда работали на бензине, и если двигатель не точно отрегулирован, если зажигание не отрегулировано, то возможно протечь карбюратор и возможно будет возгорание. Топливо очень взрывоопасно, и огонь может очень быстро перейти в отделение команды.
Современная броня, мощное орудие и несравненная подвеска, все это делало «Пантеры» Шедевром войны, и это ещё не всё. У неё была дополнительная передача, которая позволяла оперировать на нейтральной скорости. Это позволяло гусеницам «Пантеры» двигаться в противоположных направлениях одновременно. Нейтральная передача «Пантеры» повышала маневренность при низких скоростях, танк мог практически крутиться на месте. Сейчас такими являются все современные транспортные средства, но «Пантера» была одной из первых, которая имела такие способности. В США не было подобного ещё долгое время.
Немецкая армия воевала относительно недалеко от «дома», американскую армию отделял океан. Таким образом, американские инженеры представили концепцию экономящую время и спасающую жизнь – быстрый ремонт в полевых условиях. Например, что бы снять трансмиссию с «Пантеры» был необходим большой кран и демонтаж многого оборудования внутри. А, что бы снять трансмиссию с «Шермана» вся передняя часть снимается, что позволяет действительно снять трансмиссию и конечную передачу, и столь же просто установить обратно. Быстрый ремонт в полевых условиях, является необходимым условием современного танка.
Во время войны, для тех, кто столкнулся лицом к лицу, этот танк был кошмаром, который никто не забудет.
Тактико-техническая характеристика
Характеристика | Pz V Ausf D / A |
---|---|
Экипаж, чел | 5 |
Боевая масса, т | 44.8 |
Размеры, мм | |
длина | 8660 |
ширина | 3270 |
высота | 2995 |
высота линии огня | 2260 |
клиренс | 560 |
ширина трака | 660 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 0.88 |
Пушка | |
марка / калибр, мм / длина ствола, кал. | KwK 42 / 75 / 70 |
Пулемет, кол-во х марка | 2 х MG34 |
Боекомплект | |
выстрелов | 79 / 82 |
патронов | 4200 |
Броня, мм | |
корпус | 80-40-40 |
башня | 110-45-45 |
дно и крыша | 17-17 |
Двигатель | |
марка | Maybach HL 230 P 30 |
тип | 12-цил., V-обр., бензин. |
мощность, л.с. | 650 |
Скорость движения, км/ч | 55 |
Запас топлива, л | 730 |
Запас хода, км — шоссе/проселок | 250/100 |
mirznayki.ru
Танк «Пантера», лучший танк Вермахта
Немцы начали войну с СССР, когда у Вермахта еще не было на вооружении средне-тяжелого танка «Пантера». Производство этой боевой машины было развернуто в Германии только к концу 1941 года. Выпускался танк «Пантера» массовой серией, на заводах Круппа в 1942-43 году. Всего было выпущено около 6 тысяч единиц. Как только производство «Пантеры» вышло на запланированный уровень, эти танки стали появляться на всех европейских фронтах. В 1943 года в битве на курской дуге участвовали двести танков «Пантера», не считая эвакуационных и командирских машин.
Осенью 1941 года немцы поняли, насколько для них опасен танк Т-34 Советской Армии, они забили тревогу и приостановили выпуск танка, массово сходившего с конвейера. В течение четырех месяцев «Пантеру» усовершенствовали и таким образом был разработан практически новый 35-тонный танк с тем же именем. Его и запустили в серию. Танк «Пантера» создавался в противовес танку Т-34. Немецкие конструкторы кое в чем даже скопировали советский Т-34, моторный отсек и главные линии трансмиссии. Но сходство на этом заканчивалось. К тому же немецкие танки работали на бензине, а советские на дизельном топливе.
В полном боевом снаряжении танк «Пантера» весил 45 тонн, это была слишком тяжелая машина, но уменьшать ее вес можно было только за счет брони, а на это не решились. Всем бронелистам башни придали наклон, для лучшего отражения снарядов прямого попадания. Длина танка составила 6860 мм, ширина 3280 мм, высота 2990 и расстояние от земли до корпуса, то есть клиренс – 565 мм. Пушка была почти двухметровой длины. Боекомплект орудия состоял из 81 бронебойного снаряда, что позволяло вести достаточно продолжительный бой. Кроме пушки танк «Пантера» был вооружен двумя пулеметами.
Силовая установка танка состояла из 12-ти цилиндрового 700-сильного бензинового двигателя, с которым «Пантера» шла по шоссе со скоростью около шестидесяти км/час. Защита машины была скомпонована из фасонной катаной брони с поверхностной закалкой. Корпус танка состоял из брони 40 мм, а лобовая часть была толщиной 60 мм. Башня в бортах несла броню сечением 45 мм, а лоб башни и маска орудия – 110 мм. Ходовая часть Пантеры выдерживала вес, и маневренность машины была на достаточно хорошем уровне. Однако экипажу из 5 человек приходилось мириться с теснотой в боевом отсеке.
В начале 1943 года Вермахтом было принято решение модернизировать «Пантеру» с учетом условий Восточного фронта. Появился танк «Пантера 2», переработка коснулась в основном защиты башни, для которой была значительно усилена броня. Лобовая броня стала толщиной 125 мм, а пушечная маска получила броню толщиной 150 мм. «Пантера 2» стала весить 47 тонн. Увеличение веса компенсировали новой силовой установкой, на танк установили двигатель Майбах мощностью 900 л.с. и восьмиступенчатую трансмиссию с гидравликой.
Заменили и орудие, была установлена 88 мм КВК, более скорострельная и обладающая высокой бронебойной силой. Также машину оснастили приборами ночного видения и телескопическим дальномером. Компания Рейнметалл предложила установить на танк систему ПВО с зенитным обеспечением. Но на этом этапе разработка нового танка «Пантера 2» остановилась по причине сложной обстановки для немецкого командования на всех фронтах. Хотя немецкий танк «Пантера» в его первоначальном виде продолжали выпускать вплоть до окончания войны.
fb.ru
Танк вермахта Pz.Kpfw.V «Panther» («Пантера») ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК
11 января 1942 г на заводе фирмы MAN закончили сборку первого, пока еще предсерийного танка Pz.V Ausf.a «Panther» («Пантера»). К концу месяца вся нулевая партия машин покинула заводские цеха. Эти «Пантеры» отличались от своих серийных сестер, запущенных в массовое производство, орудием KwK 42 L/70 с однокамерным дульным тормозом и расположением командирской башенки, которая выступала за левый край башни, образуя своеобразный наплыв. На них стоял двигатель «Maybach» HL 210Р45 с коробкой передач ZF7. Бронирование лобовой части корпуса находилось в пределах 60 мм.
Танк Pz.Kpfw.V «Panther» (Пантера) — видео
В конце января 1943 г. началось производство первой крупносерийной модели Pz.V Ausf.D2. Танки нулевой серии соответственно получили новое обозначение Ausf.D1 К выпуску «Пантер» подключились такие фирмы, как «Daimler-Benz», «Henschel und Sohn» и MNH. Возникает вопрос — почему пропущены модификации Ausf. В/С? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Согласно некоторым данным, эти обозначения были предназначены для проектов машин, так и не вышедших из стадии разработки. По другим сведениям, был даже изготовлен прототип танка Pz.V Ausf.В. оснащенный коробкой передач «Maybach-OVLAR», но в производство он не пошел.
На машинах первой серийной партии в качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель «Maybach» HL 230Р30 жидкостного охлаждения (мощность — 700 л.с.) с V-образным расположением цилиндров, установленных под углом 60 градусов. При возникновении проблем с запуском двигателя в зимнее время можно было воспользоваться специальным подогревателем, отапливаемым паяльной лампой, крепившейся на корме корпуса. С обеих сторон двигателя размещались вентиляторы «Zyklon». Горючее находилось в пяти топливных баках (всего — 730 л), установленных в моторном отделении (четыре по бокам и один сзади). Топливная система состояла из четырех диафрагменных насосов и четырех карбюраторов «Solex». Одной из отличительных особенностей танков PZ.V Ausf.D2 последних выпусков стало появление на выхлопных трубах, симметрично крепившихся к корме машин, бронированных кожухов и специальных пламегасителей.
В летнее время мотор часто сильно перегревался и появлялась опасность возникновения пожара. Главные причины подобных случаев — большие габариты двигателя и теснота в моторном отделении. Для предотвращения подобных случаев в машине стояла автоматическая противопожарная система, которая включалась, когда температура превышала отметку 120 градусов. У водителя на приборной панели загорался аварийный индикатор, а специальные насадки в это время разбрызгивали противопожарную смесь.
Коробка передач ставилась нового типа ZF АК7-200, восьмискоростная механическая с постоянным зацеплением шестерен. Переключение передач производилось с помощью безынерционных конусных синхронизаторов. Поворотный механизм состоял из двух планетарных редукторов.
Корпус танков Pz.Kpfw.V «Panther» «Пантера» собирался из сварных катаных броневых листов, соединявшихся друг с другом в шип. В кормовой части находилось моторное отделение с двигателем, топливными баками и вентиляционной системой. В середине корпуса располагалось боевое отделение, где размещались основное вооружение, система наведения и оптические приборы прицеливания, места командира, наводчика и заряжающего. Вдоль стенок корпуса, в специальных нишах и под поликом башни находился боекомплект. Фронтальная часть корпуса отводилась под отсек управления, где располагались коробка передач. главный фрикцион, приборы и органы управления, радиостанция (FuG 5), курсовой пулемет, часть боезапаса и рабочие места радиста с водителем. Лобовой бронелист корпуса достиг толщины 80 мм. Танки первых серийных партий оснащались системой для преодоления водных преград. Моторное отделение машин разделялось водонепроницаемыми переборками на три отсека. Два крайних отсека заполнялись водой, а средняя секция с силовой установкой была полностью герметична.
Ходовая часть (с каждого борта) представляла собой восемь сдвоенных обрезиненных катков, установленных в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход машины даже при преодолении пересеченной местности. Ведущие колеса размещались впереди и имели два съемных зубчатых венца (по 17 зубцов каждый). Между ведущим колесом и первым опорным катком стоял отбойный ролик. Литой ленивец оснащался кривошипным механизмом натяжения гусеницы.
«Пантеры» модификации Ausf.D2, выпускавшиеся с конца весны 1943 г.. стали оснащаться бортовыми экранами, защищавшими ходовую часть и боковые листы корпуса от попаданий кумулятивных снарядов и бронебойных пуль противотанковых ружей. На броню этих машин наносилось антимагнитное циммеритное покрытие. Предполагалось, что противник в скором времени приступит к массовому применению магнитных мин.
В передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Водитель располагался с левой стороны от коробки передач. Его смотровой прибор прикрывала бронированная заслонка, управляемая при помощи рычага. В бою он осуществлял наблюдение благодаря двум перископам, установленным на крыше отделения управления. Один перископ был направлен в левую сторону, другой — в правую. В целом эта система не обеспечивала надежный обзор. По правую сторону от водителя сидел стрелок-радист. Он мог вести огонь из пулемета через вертикальную амбразуру, расположенную в лобовом листе надстройки корпуса В небоевых условиях амбразура закрывалась заслонкой, а пулемет находился в корпусе машины. В верхнем броневом листе надстройки корпуса для радиста и водителя были врезаны входные люки. Чтобы открыть такой люк, требовалось его приподнять и отвести в сторону с помощью специального подъемного механизма.
В башне в литой маске устанавливалось основное вооружение — 75-мм пушка KwK 42 L/70 и спаренный пулемет MG 34. Бронебойный снаряд с баллистическим наконечником PzGr 42 развивал начальную скорость 1120 м/с и мог поразить 149-мм броню с расстояния 1000 м. Угол вертикального наведения варьировался в пределах от -8 до +18*. Орудийный боекомплект состоял из 79 снарядов (в основном бронебойные и подкалиберные). К пулеметам прилагался боезапас из 5100 патронов. Еще в июле 1941 г. фирма «Rheinmetall-Borsig» приступила к работе над созданием мощного танкового орудия, способного поражать танки противника на дальних дистанциях. Согласно техническому заданию с расстояния 1000 м бронебойный снаряд должен был пробивать броню толщиной 140 мм. В начале следующего года изготовили опытный образец 75-мм орудия с длиной ствола 60 калибров, но его характеристики по бронепробиваемости не достигли требуемых норм. К началу лета 1942 г. специалисты компании «Rheinmetali-Borsig» внесли коррективы в проект, увеличив длину ствола до 70 калибров. Повторные испытания прошли весьма успешно, и пушку запустили в производство.
Орудие танка «Пантеры» оснащалось вертикальным клиновидным затвором с полуавтоматическим запирающим устройством. Противооткатный механизм состоял из гидравлической откатной системы и воздушно-жидкостного накатника. На рукоятке маховика подъемного орудийного механизма находилась кнопка электроспуска При выходе из строя основного спускового устройства огонь можно было вести с помощью аварийной системы, состоявшей из индуктора. расположенного на полу боевого отделения, и провода с розеткой. Выстрел из пушки осуществлялся нажатием ногой на кнопку индуктора. Пороховые газы, образующиеся в канале ствола после выстрела, отсасывались компрессором, размещавшимся под сиденьем наводчика Воздух поступал из короба гильзоуловителя.
«Пантера» оборудовалась бинокулярным прицелом TZF 12. снабженным специальными шкалами, предназначенными для артиллерийских боеприпасов разного типа (бронебойные, кумулятивные и т.п.). Для пулемета была предусмотрена отдельная шкала с двукратным увеличением. При наведении орудия в вертикальной плоскости синхронно изменялось положение объектива прицела. окулярная же составляющая оставалась в прежнем состоянии. Такой принцип действия облегчал работу наводчика, поскольку позволял управлять орудием в любой позиции вертикального диапазона.
Около прицела стояло циферблатно-часовое устройство, благодаря которому можно было определить положение орудия относительно корпуса танка. Циферблат, расположенный слева состоял из двух шкал — внутренней (12 делений) и внешней (64 деления) Другой циферблат был разбит на тысячные доли.
Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода, приводившегося в действие от коробки передач. От частоты вращения коленчатого вала двигателя непосредственно зависела скорость вращения башни. При работе двигателя на большой скорости (2500 об/мин) полный оборот башни производился за 17—18 с (соответственно в правую и левую стороны). Если двигатель был выключен, то повернуть башню можно было только вручную. При возникновении крена машины свыше 5 градусов вращение башни вообще не представлялось возможным из-за ее неуравновешенности.
На верхнем башенном листе устанавливали командирскую башенку, оборудованную шестью перископическими смотровыми приборами. Перископы закрывались подвижным бронекольцом с ручным управлением. Башенка оснащалась специальной шкалой с 12 делениями для определения направления движения танка.
На башне с обеих сторон крепились 90-мм мортирки Nbk 39 для ближнего боя (по три на борт). Они могли стрелять осколочно-фугасными. зажигательными и дымовыми гранатами. В башенном кормовом листе находился небольшой круглый эвакуационный люк. одновременно служивший для выброса пустых снарядных гильз. Кроме того, в корме и по бортам башни имелись стрелковые амбразуры, которые на танках позднего выпуска получили козырьки от дождевой воды.
С января по сентябрь 1943 г. было выпущено 830 танков Pz.V Ausf.D2.
В сентябре 1943 г. развернулось производство модернизированного варианта «Пантеры» Pr.V Aust.A (новое обозначение несколько озадачивает своей «нелогичностью» — ведь согласно иерархии идентификационных символов следующей шла литера Е). Кардинальных изменений в конструкции танка не произошло. С целью улучшения ходовых характеристик в трансмиссию был внесен ряд небольших новшеств. Усилили подвеску, увеличив количество и расположение подшипников опорных катков. К двум основным выхлопным трубам добавились еще несколько дополнительных.
На башне появилась новая командирская башенка с семью призматическими смотровыми приборами и поручневой турелью для зенитного пулемета. Бинокулярный прицел уступил место монокулярномуTZF 12a. На крыше башни с правой стороны стали устанавливать перископ, предназначенный для заряжающего, кроме того, башня лишилась бортовых стрелковых амбразур и лючка для загрузки боекомплекта, находившегося с левой стороны. Мортирку для ближнего боя тоже перенесли на верхний башенный лист ближе к заднему краю. Угол вертикального наведения орудия стал меньше на два градуса — -8′ +18’. Курсовой пулемет стал монтироваться в шаровидной установке стационарного типа.
Впервые танки Pz.V Ausf.A появились на поле боя на Восточном фронте. В целом же с сентября 1943 г. по май 1944 г. заводы фирм MAN, «Daimler-Benz». DEMAG и MNH произвели 1786 машин этой модели. По другим сведениям, данный показатель выше — 2000 единиц.
Третьей, самой массовой модификацией «Пантеры» стал вариант Pz.V Ausf.G, запущенный в производство в марте 1944 г. К апрелю 1945 г. удалось изготовить 3470 танков. Ряд авторов приводят другие цифры — 3126 машин.
Большинство внесенных усовершенствований касались устройства корпуса танка. В лобовой части корпуса убрали смотровой прибор механика-водителя, что естественно повысило его бронестойкость. Вместо нескольких стационарно закрепленных перископов он получил один вращающийся перископ, установленный на крыше отделения управления. Входные люки водителя и радиста изменили форму и оборудовались теперь петлями с пружинным откидным механизмом Модернизировали выхлопную систему, которая не пропускала теперь огненные вспышки.
Резко была усилена броневая защита «Пантеры» (27 февраля 1944 г. Гитлер приказал запретить использование прежнего обозначения Pz.Kpfw.V. Так толщина брони фронтальной части возросла до 100 мм, бортовых листов-до50 мм. Увеличился угол наклона боковых бронеплит — с 47- до 60 градусов. На некоторых танках нижняя кромка орудийной маски приобрела форму выступа-«юбки», предохранявшего башню от заклинивания и снижавшего вероятность рикошета снарядов и осколков в крышу отделения управления. На три снаряда стал больше боекомплект пушки — 82 снаряда. Ряд мелких изменений был внесен в трансмиссию. На машинах последних выпусков стали устанавливать модернизированную коробку передач ZF АК 7-400. оснащенную системой охлаждения масла.
Предпринимались попытки улучшить ходовую часть и подвеску. Некоторые авторы приводят данные о том, что была выпущена небольшая партия танков «Panther» Ausf.G, имевших опорные катки с резиновыми бандажами внутреннего типа. Эти машины проходили испытания в боевых условиях в частях 1 -й танковой дивизии СС «leibstandarte Adolf Hitler». Дальнейшего развития проект не получил, несмотря на хорошие отзывы.
Тактико-технические характеристики танка Pz.V Ausf.G «Пантера»
Экипаж, чел. | 5 |
Боевая масса, т | 44,8 |
Размеры | Длина корпуса, мм — 6870 Длина с пушкой вперёд, мм — 8660 Ширина корпуса, мм — 3270 Высота, мм — 2995 Клиренс, мм — 560 |
Двигатель | «Maybach» HI 230Р30, карбюраторный, 12 цилиндров, мощность — 700 л.с. |
Скорость по шоссе, км/ч | 46 |
Запас хода по шоссе, км/ч | 250 |
Броня | Лоб корпуса, мм — 80 Борт корпуса, мм — 50 Днище, мм — 17—30 Лоб башни, мм — 110 Маска орудия, мм — 110 (литая) Борт башни, мм — 45 |
Вооружение | 75-мм пушка KwK 42 L/70, два пулемета 7,92-мм MG 34 |
Боекомплект | 81 снарядов; 4800 патронов |
Подбитый танк Pz.Kpfw.V «Panther» («Пантера»). Фото
Источник
Это интересно
info-leaks.ru
Тяжелый танк Pz.V «Panther II»
История создания тяжелого танка Pz.V «Panther II»
Уже в 1942 году становилось ясным, что новый немецкий тяжелый танк Pz.V «Пантера» несет слишком легкую броню, которая не может эффективно защитить танк от противотанкового оружия, которое появится в распоряжении Красной Армии в следующем году. Попытки усилить броню с помощью навески дополнительных листов столкнулись со значительными трудностями. Фактически, в последний момент возникла серьезная необходимость едва ли не спроектировать новую «Пантеру», несущую более толстую броню!
Проект нового танка называли «Пантера I», а в апреле 1943 года название сменили на «Пантера II». 3 января 1943 года Гитлер во время совещания со Шпеером заявил, что новый танк должен иметь лобовую броню толщиной 100 мм и бортовую броню 60 мм. До тех пор, пока новый танк не будет спроектирован, надлежало выпускать старые «Пантеры».
Тяжелый танк Pz.V «Panther II»
Как можно узнать из рапорта от 22 января 1943 года новая «Пантера» отличалась от старой только толщиной брони и, соответственно, большей массой. Никаких других отличий не предусматривалось.
10 февраля 1943 года в Нюрнберге д-р Вибике (начальник конструкторского бюро MAN) заявил, что в нынешнем виде «Пантера» не отвечает тем требованиям, что предъявляются к танкам, действующим на Восточном фронте. Конструкцию «Пантеры» следовало коренным образом переработать, по возможности использовав узлы, позаимствованные у «Тигра», в том числе рулевое управление, бортовые передачи и др. Ходовую часть и башню также следовало переработать. Новый танк получил обозначение «Panther II», Масса танка должна была возрасти с 35 тонн до 50 тонн и более. Фирма MAN должна была передать сборщикам чертежи в апреле-мае 1943 года. По возможности от дальнейших изменений «Пантеры» следовало воздержаться, чтобы сконцентрироваться на доработке «Пантеры II».
От утяжеления брони к радикальной переработке танка
17 февраля 1943 года во время встречи со Шпеером было решено стандартизовать многие узлы танков «Tiger II» («Konig Tiger») и «Panther II». Порше полагал, что рулевое управление с фиксированным радиусом будет эффективно работать на обоих танках. Сразу после наладки крупносерийного выпуска рулевого управления с двойным радиусом (Zweiradienlenkgetriebe) планировалось ставить на танки именно его. О готовности к серийному выпуску нового рулевого управления должен был доложить директор Блайхер. Новые «Тигр» и «Пантера» должны были оснащаться трансмиссией Zahnradfabrik Friedrichshafen AK 7/200, двигателем Maybach HL 230 и опорными катками с резиновым бандажом. «Пантера II» получала семь опорных катков, а «Тигр II» — девять. Рычаги подвески у «Пантеры» и «Тигра» были разными. Боевые гусеницы «Пантеры» шириной 660 мм следовало также использовать на «Тигре» в качестве транспортных гусениц.
На встрече 18 февраля 1943 года между представителями WaPrüf 6 и Rheinmetall обсуждалась конструкция башни «Пантеры II». Было решено, что радиус основания башни не будет превышать 1570 мм. Подрезав углы башни радиус основания можно было сократить до 1565 мм, таким образом, имелся запас в 15-20 мм. Этот запас не давал башне цепляться за люки механика-водителя и стрелка-радиста. Чтобы открывался люк двигательного отделения, расстояние от середины башни до задней стенки не должно было превышать 1240 мм.
Тяжелый танк Pz.V «Panther II», модель. Как видно, танк в этой модификации больше напоминает не оригинальную «Пантеру», а скорее «Королевский тигр»
Чертежи 021 Gr50201 — 021 Gr50248 использовались для создания шасси «Panther II». Новые опорные катки (Gummisparende Laufrolle) устанавливались не только на «Panther II», но и на отдельные экспериментальные экземпляры PzKpfw V Ausf. G, а также на «Королевские Тигры» и «Тигры», начиная с машины Fgst.Nr.250822.
В рапорте WaPrüf 6 от 1 ноября 1943 года приводятся значения и углы расположения бронеплит «Пантеры II» в сравнении с «Пантерой» Ausf. D.
На чертеже №. H-Sk A 86176, датированном 7 ноября 1943 года изображено крепление спаренного с пушкой пулемета для «Panther II». Пушка размешалась в зауженной маске (schmale Blendenausfuehrung). Новая маска для «Пантеры» потребовалась потому, что старая часто вызывала рикошет снарядов вниз, в сторону крышек люков механика-водителя и стрелка-радиста.
В рапорте от 22 января 1943 года сообщалось, что выпуск танков «Panther II» предполагалось начать в сентябре 1943 года. 10 февраля 1943 года приняли решение начать производство новых танков без предварительной серии, сразу приступив к крупносерийному выпуску. В соответствии с требованиями Munitionsministerium сборочные цеха фирмы Demag должны были начать подготовку к выпуску «Panther II», не начиная выпуска обычных «Пантер».
29 марта 1943 года д-р Блайхер приказал всем производителям «Пантер» продолжать выпуск танков на протяжении 1943 и 1944 годов. В конце 1944 года следовало переключить производство на выпуск «Panther II». В сентябре 1943 года завод Krupp-Gruson должен был приступить к выпуску «Panther II», производя 3 в сентябре, 15 в октябре, 30 в ноябре и 45 в декабре 1943 года. Фирма Werk Falkensee в январе-феврале 1944 года должна была начать выпуск танков «Panther II», а фирма Nibelungenwerke должна была присоединиться к программе в середине 1944 года.
5 апреля 1943 года г-н Йегер из WaPrüf 6 выяснил, что на последней встрече членов танковой комиссии с представителями MAN было решено определить срок поставки первой экспериментальной «Panther II» на середину августа.
На встрече, состоявшейся 29 апреля 1943 года в резиденции Шпеера, было решено использовать шасси танков «Пантера» для выпуска истребителей танков Jagdpanther наряду с выпуском стандартных танков. Работы над «Panther II» еще не завершились. Защиту бортов «Пантеры» удалось значительно повысить, прикрыв борта юбкой из мягкой стали (Schuerzen). Благодаря юбке нижняя чисть борта уже не пробивалась советскими 14.5-мм противотанковыми ружьями.
Рассматривалась возможность оснастить «Пантеру» новыми опорными катками без резинового бандажа и с внутренней амортизацией (gummisparenden Laufrollen). Если бы установить новые опорные катки на танк не представлялось возможным, то серийный выпуск «Пантеры II» был бы предрешен. Руководство WaPrüf 6 настаивало на проведении скорейших ходовых испытаний. «Пантера», оснащенная новыми опорными катками, весила 50 тонн, что было на 3.5 тонны больше, чем предполагалось. «Panther II» с новыми катками имела расчетную массу 52,5 тонны. Окончательно вопрос актировалось разрешить в мае 1943 года на совместном заседании танковой и автомобильной комиссий.
Тяжелый танк Pz.V «Panther II». Самое явное отличие прототипа «Пантера II» от оригинала — конусообразная маска пушки.
Лучше — враг хорошего: отказ от «Panther II»
4 мая 1943 года появилось заключение о нецелесообразности развертывания серийного выпуска «Panther II». Весь опыт, полученный при работе над «Panther II», был учтен в конструкции серийной «Пантеры».
3 июня 1943 гола руководство фирмы Henschel получило уведомление о том, что развертывание серийного выпуска «Panther II» отменяется. Одновременно было решено, что все фирмы, которые должны были выпускать «Panther II», обязывались организовать выпуск обычных «Пантер».
После войны не раз возникали вопросы о том, участвовали ли прототипы «Panther II» в боях. Руководство фирмы MAN ответило на один из запросов так: «Было заказано только два прототипа «Panther II». Мы выпустили одно шасси. Есть вероятность, что этот единственный прототип участвовал в боях.»
Единственное шасси «Panther II» с башней Ausf. G после войны попало в руки американцев и было отправлено в Штаты на Абердинский полигон. Позднее машину передали танковому музею в Форт-Ноксе, где она и находится в настоящее время.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. книги: Пантера лучший танк Panzerwaffe. Часть 1, Военно-техническая серия.— Киров.: Кировское общество любителей военной техники и моделизма.
armedman.ru