Средняя скорость вертолета ми 8 – CombatAvia — все о военной авиации России. Многоцелевой транспортный вертолет Ми-8, описание и фотографии вертолета, тактико-технические характеристики, полезная нагрузка, вооружение, модификации вертолета Ми-8.

Содержание

Летно-технические характеристики вертолета Ми-8 — РИА Новости, 06.06.2013

16:5306.06.2013

(обновлено: 10:52 02.07.2013)

2652145

2 июля 2013 года вертолет Ми-8 врезался в сопку в Якутии в 45 км от поселка Депутатский. На его борту находились 28 человек, среди них 11 детей.

Ми‑8 — средний многоцелевой вертолёт, который применяется для пассажирских и грузовых перевозок. Он выполняет широкий комплекс задач в любых регионах планеты.

Разработка вертолёта В‑8 (Ми‑8) началась в ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», входящий в холдинг «Вертолеты России») в мае 1960 года для замены хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации многоцелевого поршневого вертолёта Ми‑4. Ми‑8 создавался как глубокая модернизация вертолета Ми‑4 с газотурбинным двигателем. Вертолёт разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми‑8П и транспортном Ми‑8Т.
Первый прототип нового вертолета (с одним двигателем и четырехлопастным несущим винтом) поднялся в воздух в июле 1961 года, второй (с двумя двигателями и пятилопастным винтом) — в сентябре 1962 года, первый полет опытного вертолета состоялся в 1962 году.

Серийное производство Ми‑8 началось в 1965 году на ОАО «Казанский вертолетный завод» и ОАО «Улан‑Удэнский вертолетный завод».

На вертолетах Ми‑8 в 1964‑1969 годах было установлено семь мировых рекордов (в основном женщинами‑вертолетчицами).

Ми‑8 превосходит вертолет Ми‑4 по максимальной грузоподъемности в 2,5 раза и по скорости в 1,4 раза. Трансмиссия вертолета Ми‑8 аналогична вертолету Ми‑4.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси.
Лопасти несущего винта цельнометаллические. Они состоят из полого лонжерона, спрессованного из алюминиевого сплава. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. В системе управления используются мощные гидроусилители. Ми‑8 оборудован противообледенительной системой, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до 3000 килограмм.

При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми‑8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоты полета. Навигационно‑пилотажные приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

Вертолет, в основном, используется в транспортном и пассажирском вариантах. В пассажирском варианте вертолет (Ми‑8П) оборудован для перевозки 28 пассажиров. По специальному заказу, в Казани, может быть изготовлен вариант с салоном «люкс», рассчитанный на семь пассажиров. Такие заказы выполнялись для Бориса Ельцина, Нурсултана Назарбаева, Михаила Горбачева.

Военный вариант Ми‑8Т имеет пилоны для подвески вооружения (неуправляемые ракеты, бомбы). Следующая военная модификация Ми‑8ТВ имеет усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины.

Ми‑8МТ — модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно‑боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ‑117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ‑9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа «земля‑воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК‑сигналов. В 1979‑1988 годах вертолет Ми‑8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.

Ми‑8 может использоваться при решении самых различных задач: для огневой поддержки, подавления огневых точек, доставки десанта, перевозки боеприпасов, оружия, грузов, продуктов, медикаментов, эвакуации раненых и погибших. 
Вертолет неприхотлив и безотказен. Ми‑8 за рубежом, да и у нас называют «рабочей лошадкой», «солдатской машиной».

Вертолеты Ми‑8 являются наиболее распространенными в мире транспортными вертолетами.
В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин — свыше 12 тысяч (около 8000 в Казани и свыше 4000 в Улан‑Удэ) — вертолет Ми‑8 не имеет аналогов среди аппаратов своего класса.
По числу модификаций Ми‑8 является мировым рекордсменом. Их насчитывается более сотни. Модификации создавались на МВЗ им. М. Л. Миля, на казанском и улан‑удэнском заводах, ремонтных предприятиях, непосредственно в воинских частях и отрядах Аэрофлота, а также за рубежом в процессе эксплуатации.

Тактико‑технические характеристики вертолета:

Экипаж — 3 человека.
Максимальная взлетная масса — 13 000 кг.
Двигатель ГТД Климов ТВ3‑117 — 2.
Мощность — 2 на 1620 кВт.
Длина — 18,424/25,352 м.
Высота — 4,756/5,552 м.
Максимальная скорость — 250 км/ч.

Практическая дальность полета — 950 км.
Практический потолок — 5000 м.
Полезная нагрузка — до 24 солдат или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Вертолет МИ-8: обзор технических характеристик ТТХ и истории создания

История вертолета МИ-8 началась еще в СССР. Впервые, он был разработан в начале 60 годов. Именно он является самым массовым двухдвигательным вертолетом, причем не только в России, но и во всем мире. Основная цель применения данной летательной машины – различные боевые и гражданские операции.

Ведь именно благодаря своим техническим и летным характеристикам, данная летательная машина и заслужила свой авторитет среди многих ВВС мира. За счет богатого спектра возможностей использования данного вертолета, его серийный выпуск начался еще в далеком 1967 году. И, несмотря на богатую историю, на сегодняшний день его используют в полетах не менее активно. Причем, стоит отметить, что данный вертолет активно закупают на вооружение и зарубежные страны.

Благодаря хорошим скоростным и техническим характеристикам сегодня очень активно проводят его конструкторские модификации. В совокупности с хорошей дальностью полета, модель МИ-8 является одной из самых приоритетных летательных машин для проведения ее дальнейших усовершенствований. Тем самым, МИ-8 определенно занимает почетное место в нашей авиационной промышленности.

Модификации вертолета МИ-8

За все годы истории, после выхода первого прототипа было выпущено множество различных модификации данной летательной машины. Причем, каждая из этих модификации предназначалась для выполнения определенных целей. Все возможные вариации моделей вертолетов снабжались самым разным оборудованием, в зависимости от целей применения. Все модели данного вертолета можно условно разделить на несколько типов:

  1. Опытные. Первые образцы, как самого МИ-8, так и его модификации. Иными словами это различные модели данного вертолета, в которые вносили те или иные изменения.
  2. Пассажирские. Из названия понятно, что данные модели вертолетов служат для перевозки пассажиров. Причем, речь идет как о гражданских лицах, так и о военных. В обоих случаях он способен вместить в себе 18-30 человек, в зависимости от модификации, что делает его очень привлекательным для этой цели.
  3. Транспортные. МИ-8 способен нести на себе груз с общей массой до 4 тонн. Не многие вертолеты могут похвастаться подобными характеристиками. А из-за возможности использования его для выполнения многоцелевых задач он и вовсе остается вне конкуренции.
  4. Многоцелевые. Помимо всех вышеизложенных способов применения, МИ-8 способен совершать еще один ряд различных боевых задач. Хорошим примером тому может служить установка противопехотных мин в количестве до 200 штук. В некоторых случаях их используют для выполнения ряда технических и ремонтных работ, благодаря специальному оборудованию. Известны случаи использования МИ-8 и на поисковых и спасательных операциях. Порой, его используют и как воздушный госпиталь, опять же, с использованием специального оборудования.

Отдельно стоит отметить одну из самых новых модификации вертолета МИ-8, которую сконструировали буквально в конце прошлого года — МИ-8МТВ-5. Именно эта модификация изначально разрабатывалась с целью ведения боевых действий в самых различных климатических условиях. В отличии от старых моделей, здесь ввели возможность перевоза крупногабаритных грузов путем крепления на внешнюю подвеску вертолета. А благодаря своим боевым и скоростным характеристикам, у новой версии вертолета появилась возможность вести огневую поддержку для союзной пехоты. Причем, именно благодаря новейшему оборудованию, вовсе не обязательно вести огневую поддержку в дневных условиях.

И если данная модель хорошо себя покажет в боевых условиях, то ее однозначно, примут на постоянное вооружение. А иметь столь надежную и эффективную технику, для любой страны, очень важно. Ведь именно благодаря ней и обеспечивается безопасность всего государства.

Конструкция вертолета МИ-8

МИ-8 относится к классу одновинтовых вертолетов. Он имеет пять несущих винта и три рулевых винта. Лопасти винта, выполненные из цельного металла, обладают полным лонжероном, созданным из алюминиевых сплавов, спрессованных между собой. Кроме того, все лопасти вертолета имеют сигнализацию, и в случае повреждения какой либо из лопастей, пилоты будут от этом сразу же оповещены.

Благодаря наличию двух двигателей, в случае отказа одного из которых, на втором автоматически увеличивается подаваемая мощность, путем использования современного оборудования. Что позволяет не терять скорости и маневренности в случае неисправностей. А это – неоспоримое преимущество среди прочих вертолетов подобной модели.

В некоторых модификациях вертолета МИ-8 используется специализированная бронированная кабина. Зачастую, подобные модификации используют в боевых моделях. И подобные вариации очень часто приобретают на вооружение различные страны.

Конструкция шасси имеет статичные колесные опоры в количестве трех штук. Что позволяет вертолету приземляться даже в самых труднодоступных местах. Это является несомненным его преимуществом.

Кроме того, на вертолете установлена одна из лучших антифризных систем. Именно она не дает вертолету обледенеть. Благодаря чему, его можно использовать даже в самых экстремальных условиях.
На вертолете МИ-8 стоит отличная система отопления и вентиляции. Она позволяет отапливать или охлаждать не только кабину пилотов, но и пассажирский салон, что делает все перелеты весьма комфортабельными. Кроме того, данная система работает еще и на передние стекла вертолета и воздухозаборники.

Вертолет МИ-8 обладает достаточно серьезной электронной начинкой. Причем она, в свою очередь, имеет абсолютно различные характеристики и предназначение. Но именно за счет нее у вертолета имеется свои особенные отличительные свойства.

Стоит отметить, что сами по себе летные характеристики вертолета весьма привлекательны. Хорошая скорость, наряду с его грузоподъемными и пассажирскими функциями, делает его фаворитом среди подобных одновинтовых вертолетов. Несмотря на то, что самая первая модель была разработана сравнительно давно, его модификации очень активно развиваются и по сей день.

Технические характеристики ТТХ вертолета МИ-8

  • Необходимый экипаж: 3 человека.
  • Максимальная скорость полета: 250 км/ч.
  • Максимальная высота полета: 4700 м.
  • Максимальная транспортная дальность полета: 445 км.
  • Максимальная пассажирская дальность полета: 500 км.
  • Масса вертолета: 6600 кг.
  • Максимальный вес груза на подвеске: 3000 кг.
  • Вес заправляемого топлива: 2800 кг.
  • Длина вертолета : 25,24 м.
  • Двигатель: 2 х ТВ2-117А
  • Максимальная мощность двигателя: 1700 л.с.
  • Расход топлива: 0,680 т/час.

Технические характеристики ЛТХ МИ-8 1965 года

  • Годы производства: с 1965 года.
  • Всего изготовлено: около 12 тыс.шт.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины XX века.
  • Экипаж — 3 человека, десант — до 28 человек.
  • Взлетная масса — 12 т.
  • Размеры: длина (с винтами) — 25,3 м, высота (с рулевым винтом) — 5,5 м, диаметр несущего винта — 21,3 м.
  • Вооружение: 1×12,7-мм или 7,62-мм пулемет, точки подвески для неуправляемых авиационных ракет и бомб.
  • Двигатели газотурбинные.
  • Максимальная скорость — 260 км/ч.
  • Практический потолок — 4,2 км.
  • Дальность полета — 425-480 км.

Фото вертолета

Видео о МИ-8

militaryarms.ru

Максимальная скорость вертолета. Самые быстрые вертолеты :: SYL.ru

Вертолеты широко используются в гражданской, военной и специальной авиации. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, многие летательные аппараты этого типа обладают высокими техническими характеристиками и возможностями. Скорость вертолета – один из самых значимых параметров, как в боевой обстановке, так и для транспортировки грузов, личного состава и гражданских лиц. Рассмотрим десятку самых скоростных винтокрылых агрегатов.

МИ-8

Этот летательный аппарат относится к универсальным машинам, выпускается в транспортной, пассажирской и деловой версии. Модель для перевозки пассажиров оснащена кабиной на 28 мест, имеются гардероб, туалет и буфет. В транспортном варианте предусмотрен большой грузовой люк, усиленный пол, приспособления для фиксации грузов.

Вертолет МИ-8 достигает скорости в пределах 250 километров в час, может подниматься на высоту до 4700 метров, оснащен парой турбинных двигателей, совокупной мощностью 3400 конских сил. Модификации могут оборудоваться блоком наружной подвески, имеющим грузоподъемность три тонны, лебедкой с бортовой стрелой, способной поднимать висящие грузы до ста пятидесяти килограмм. Для погрузки техники на колесах предусмотрен трап с корректируемой колеей.

McDonnell Douglas Apache

Это один из самых популярных ударных летательных аппаратов в мире, отличается высокими скоростными показателями (293 км/ч). Выпускает агрегат фирма «Агуста-Уэстленд». В ее ассортименте много воздушных судов, характеризующихся высокими транспортными и техническими показателями.

Первый образец этой серии появился в семидесятых годах двадцатого века. В тот же период и были проведены летные испытания, позволившие определить максимальный скоростной порог машины. Производство техники продолжается и сейчас, всего насчитывается порядка двух тысяч единиц. Боевые воздушные суда взяты на вооружение армиями США, Японии, Голландии.

Скорость вертолета КА-52

Эта модель также известна под названием «Аллигатор», занимает высокую позицию в рейтинге самых стремительных вертолетов в мире. Разработана и испытана модификация в девяностых годах прошлого столетия конструкторским бюро Камова. Впервые с аэродрома вылетел вертолет со скоростью триста километров в час, что для того времени стало настоящим рекордом.

Агрегат представляет собой модернизированную версию КА-50, выпускается в настоящее время и представлен в серийном выпуске сотней моделей. Все машины приняты на вооружение Воздушного Флота Российской Федерации. Планируется выпуск летательных аппаратов КА-52 в экспортном варианте.

NHI NH90 и AgustaWestland AW139

В 1995 году компания «Еврокоптер» разработала один из самых быстрых многоуровневых винтокрылых летательных аппаратов под маркой NHI NH90. Скорость вертолета достигает 300 километров в час. Эта машина находится на вооружении больше чем десятка государств. Средняя цена одного экземпляра составляет порядка сорока пяти миллионов долларов.

Агрегат Agusta Westland AW139 представляет собой самый быстрый вертолет, разработанный и выпускаемый совместным англо-итальянским предприятием «Агуста». Стартовые испытания техники прошли в 2001 году. Предельная скорость достигла отметки 310 км/ч. Стоимость одного экземпляра «АВ-139» варьируется в пределах тридцати миллионов евро. Стоит отметить, что данная модификация отличается высокими показателями по безопасности, эксплуатируется рядом стран, в том числе и Россией.

МИ-24 и КА-50

На базе Ми-14 был создан самый быстрый серийный вертолет советского производства. Подавляющее большинство экземпляров собиралось на вертолетном заводе в Москве. Стартовый полет состоялся в далеком 1969 году. По тестовым испытаниям летательный аппарат показал отличные результаты, скорость вертолета МИ-24 достигла 320 километров в час. Со временем модификация модернизировалась, приобретая улучшенные технические и летные качества. Последние модели вмещают восемь членов экипажа и четверых раненых бойцов на носилках. Машина эксплуатируется в РФ, а также ряде стран СНГ и за рубежом.

Агрегат КА-50 известен еще как «Черная акула» — один из самых резвых российских вертолетов. Воздушно-военное судно спроектировано в 1982 году. При пологом пикировании скорость вертолета (км/ч) достигла отметки 390. На вооружение российской армии машина принята в 1995 году. Серийный выпуск летательного аппарата продолжался вплоть до 2009 г. Всего было выпущено семнадцать экземпляров, которые продолжают эксплуатироваться до сих пор. Впоследствии модель была заменена на двухместную вариацию типа КА-52.

Скорость вертолета Westland Lynx

Этот скоростной летательный аппарат разработан британской фирмой «Вэстленд». Машина создана во второй половине двадцатого века, в свое время побила все мыслимые рекорды, достигая скоростного порога более 400 километров в час.

Воздушное судно имеет военно-транспортное назначение, эксплуатируется и сейчас. Вертолеты этой марки принимали участие в ливанских, иракских, фолклендских боевых операциях. Серийные образцы, которые на данное время в рабочем состоянии, не могут похвалиться таким же скоростным режимом, как пилотная модель. Эксплуатируемый вертолет достигает скорости 250-260 километров в час.

Бренд Sikorsky

У этого производителя можно выделить две модификации:

  1. S-97 Raider — один из самых стремительных вертолетов в мире. Машина разработана на базе предшественника Х-2. Первые испытания аппарата состоялись в 2015 году. Предельная скорость военного объекта составляет 444 километра в час, при крейсерском передвижении порядка 405 км/ч. Вертолет отличается высокими тактико-техническими характеристиками, выносливостью, маневренностью и возможностью выполнения полетов на бреющей высоте. Это воздушное судно вполне может заменить разведывательные аппараты производства Соединенных Штатов Америки.
  2. Модификация «Сикорский-X2» разместилась на второй ступени рейтинга самых быстрых винтокрылых машин. Аппарат относится к экспериментальным версиям американского производителя «Сикорский Эйркрафт». Впервые вертолет этой серии был испытан в 2008 году. Первый блин оказался комом – были замечены определенные недоработки в плане стабильности полета и управления. Через два года состоялся повторный пуск машины, скорость полета которой достигла 468 километров в час. Масса летательного аппарата превышает 3500 килограмм. Тем не менее «Сикорский» опередил основного своего конкурента «Вестланд Линкс». Данный вертолет успел совершить чуть более 20 вылетов. Проект был закрыт в 2011 году.

Самый быстрый винтокрылый корабль в мире

Наиболее реактивное воздушное судно рассматриваемого типа носит название Eurocopter X3. Скорость вертолета достигает 487 километров в час. Этот показатель является рекордным в своем классе. Аппарат представляет собой экспериментальную модель, которая разработана немецкими и французскими конструкторами, объединившимися в концерн «Еврокоптер».

Пробный вылет гибридная модификация совершила в 2010 году, показав солидные, но не самые максимальные параметры (410 км/ч). После усовершенствования некоторых узлов машина поставила мировой рекорд, опередив предыдущего победителя рейтинга, коим являлся вертолет «Сикорский Х-2».

Прочие скоростные представители

Среди других моделей высокоскоростных винтокрылых аппаратов, можно выделить следующие образцы:

  1. «Боинг CH-47 Chinook». Этот транспортный агрегат летает с максимальной скоростью 285 км/ч, известен еще со времен Вьетнамской войны. Выпускается модель с 1962 года и до сих пор не выведена из эксплуатации. Модификация способна вместить 33 бойцов плюс трех членов экипажа. Увеличенные экземпляры оснащены 55 посадочными местами, самая резвая вариация достигает скорости 310 км/ч.
  2. Ми-35. Вертолет МИ достигает скорости 300 км/ч. Эти машины использовались в сражениях между Сомали и Эфиопией (70-е годы), а также эксплуатируются ВВС Бразилии, Азербайджана, Венесуэлы. Аппарат вмещает восемь парашютистов вместе с необходимым оснащением.
  3. «Ночной охотник». Так называют вертолет Ми-28Н, совершивший первый полет в 1988 году. Он является ярким представителем удачной линейки летательных аппаратов, выпущенных в Советском Союзе. Предельная скорость – 300 километров в час.

Стоит отметить и Ми-26 (Halo). Отечественный транспортный вертолет, который имеет несколько особенностей. Во-первых, он оснащен двумя силовыми агрегатами, мощность которых составляет в совокупности 22800 лошадиных сил. Во-вторых, судно легко может поднять пассажирский лайнер, имеет в длину 40 метров. Диаметр винта составляет 32 м. Модель эксплуатируется с 1977 года, активно использовалась при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

www.syl.ru

Максимальная скорость вертолета. Какова скорость полета вертолетов?

Винтокрылые машины гражданского и военного назначения способны решать задачи, недоступные никакому другому типу летательных аппаратов и современной техники в целом. Их главный и едва ли не единственный недостаток — сравнительно невысокая скорость. Средняя скорость вертолета не превышает 220 км/ч. Сегодня многие вертолетостроители заявляют, что время рекордов настало!

Зачем вертолетам высокие скорости?

Как при выполнении военных операций, так и при осуществлении многих задач мирного характера существуют ситуации, когда успех миссии всецело зависит от скоростных показателей геликоптера. К ним относят:

  • Эвакуацию тяжелораненых и больных из очагов боевых действий и труднодоступных мест в крупные медицинские учреждения.
  • Срочную доставку специалистов (врачей, эпидемиологов, сотрудников силовых структур) в районы ЧП.
  • Экспресс-доставка жизненно необходимых (медикаментов, продовольствия, спецоборудования) и крупногабаритных грузов в места, удаленные от развитой инфраструктуры.

Несмотря на многие преимущества винтокрылых машин (минимальные требования к посадочной поверхности, маневренность, возможность зависания в воздухе), скорости самолета и вертолета до последнего времени были несопоставимы.

Максимальная скорость вертолета

До последних лет официальным рекордом скорости для классических винтокрылых машин служил показатель в 400,9 км/ч, зафиксированный в 1986 году модифицированным вариантом британского многоцелевого аппарата «Westland Lynx». Дело в том, что даже теоретически, максимальная скорость вертолета не может превысить этот порог.

Такое положение вещей объясняется тем, что при более высоких скоростях опасно увеличивается диапазон колебательных движений лопастей основного несущего винта. что в свою очередь приводит к срыву потока с их оконечностей. Явление особенно характерно для азимутов 270-300° (угол расположения лопасти относительно продольной оси машины), т.е. для отступающих лопастей. Какие же конструкторские и технологические инновации позволят разработчикам преодолеть заветный рубеж?

Первые рекорды

Одна из идей увеличения скорости движения вертолета состоит в применении дополнительного «толкающего» движителя. Такая конструктивная особенность отнюдь не нова. Еще в далеком 1967 году создатели американского аппарата Lockheed AH-56 «Cheyenne» для увеличения скоростных характеристик установили в хвостовой части машины трехлопастный винт.

Продемонстрированный при испытательных полетах показатель в 407 км/ч в то время выглядел весьма впечатляюще. Для ВВС США планировалось изготовить 375 вертолетов, но из-за многочисленных трудностей при серийной реализации проект был закрыт после выпуска всего десяти машин.

Конечно, одно дело приблизиться к заветной цифре, но совсем другое — значительно ее превзойти.

Европейский гибрид

Следующий рекордсмен — аппарат X3 Hybrid разработан европейской корпорацией Eurocopter. Впервые поднялся в небо с площадки военной базы Istres – Le Tube (Франция) в 2010 году. После года испытательных полетов создателям удалось довести крейсерскую скорость вертолета до 430 км/ч.

Дальнейшее совершенствование конструкции и летно-технических характеристик позволило европейскому летательному аппарату установить неофициальный рекорд скорости для винтокрылых машин — 472 км/ч при горизонтальном полете и 487 км/ч — при пикирующем. Почему неофициальный? Да, потому что Eurocopter X3 не совсем вертолет.

Базой для создания машины послужила серийная модель EC155 Dauphin. Конструкторы дополнили «исходник» двумя газотурбинными авиамоторами с тянущими винтами, расположенными на небольших крыльях. Таким образом, Eurocopter X3 представляет собой, скорее, гибрид вертолета и самолета. Проект находится в фазе финальных тестовых испытаний и разработчики утверждают, что в скором времени стартует серийное производство.

Еще немного теории

Применение тянущих или толкающих винтов освобождает главный ротор от необходимости создавать горизонтальную тягу для поступательного движения летательного аппарата. Специалистами американского авиа- и вертолетостроительного предприятия Sikorsky разработана перспективная технология АВС (Advancing Blade Concept), в русском переводе получившая название концепции наступающей лопасти.

Суть разработки состоит в том, что угол наклона наступающих и отступающих лопастей ротора должен всегда обеспечивать максимальную подъемную силу. Таким образом, несущий винт сможет поддерживать необходимую высоту полета при гораздо меньшей скорости вращения. А это едва ли не определяющий фактор увеличения скорости вертолета.

Технология АВС позволяет летательному аппарату, даже после исчезновения подъемной тяги на отступающих лопастях, продолжить разгон.

Конкуренция, как стимул

Справедливость концепции уже доказана. Экспериментальный вертолет концерна Sikorsky-69, оборудованный двумя толкающими турбореактивными двигателями, продемонстрировал максимальную скорость 518 км/ч.

Вертолетостроители по обеим сторонам океана прекрасно понимают, что при прочих равных параметрах, в выигрыше окажется именно тот производитель, в характеристики чьей модели вертолета будут заложены более высокие скоростные показатели.

Кроме появления новых технологических решений, широкие возможности для улучшения летных характеристик предоставляет разработчикам современное материаловедение. Многие серийные модели уже оснащаются винтами, выполненными из композитных материалов. Для снижения аэродинамического сопротивления втулки винтов закрывают обтекателями.

Какую скорость полетов вертолеты демонстрируют сегодня?

Лидеры отрасли

Логичным развитием концепции модели Sikorsky-69 стал аппарат концерна, реализованный в рамках проекта Sikorsky X2. Вертолет ощутимо прибавил в скорости и экономичности, но сохранил все преимущества, свойственные винтокрылым машинам: замечательную маневренность при низких скоростях, возможность неподвижного висения, вертикального взлета и посадки, авторотацию. Крейсерская скорость вертолета соосной схемы с одним толкающим винтом 460 км/ч (максимальная -474 км/ч), дальность — 1300 км.

Отработанные технологии нашли продолжение в вертолете нового поколения S-97 Raider, макет которого с расчетными летными характеристиками представили общественности конструкторы предприятия. Разработчики уверяют, что крейсерская скорость вертолета будет не менее 500 км/ч. Узлы и агрегаты будущего лидера проходят наземные тестовые испытания. О дате первого полета американского «Райдера» пока достоверных сведений нет.

А что «Вертолеты России»?

А как же отечественные вертолетостроители? Можно сказать, что планы сотрудников конструкторских бюро Камова и Миля не менее амбициозны. Еще в 2013 году руководителями холдинга «Вертолеты России» была инициирована программа ПСВ по разработке перспективного скоростного вертолета. В рамках этого проекта специалистами Завода им. Миля в 2015 году была представлена демонстрационная модель вертолета Rachel. Скорость вертолета, по заверениям разработчиков, не является приоритетом для этой модели, вот для еще одной перспективной машины Ми-1Х она может достигнуть 520 км/ч.

«Камовцы» без малого десятилетие назад представили концепцию совсем уж фантастического летательного аппарата Ка-90. По идее конструкторов, вертолет, достигнув скорости в 400 км/ч с помощью несущего винта, складывает лопасти в обтекаемый футляр, и дальше разгон продолжается реактивными двигателями. Причем параметр в 700-800 км/ч разработчики не считают пределом.

fb.ru

ТТХ поискового вертолета Ми – 8

   Основные характеристики, определяющие эффективность поисковых вертолетов:
— ширина полосы обследования (L)
— поисковая производительность (N)
— максимальная площадь обследования (S)
   Ширина полосы обследования определяется дальностью действия поисковой аппаратуры (D)
   L = 2DK, где К можно принять равным 0,75.
   Поисковая производительность — площадь земной поверхности, которую вертолет может надежно обследовать с помощью РТС в течение одного часа:
   N = LV, где V — истинная скорость горизонтального полета.

   Максимальная площадь обследования: S обсл. = Nt, где t — продолжительность полета вертолета.

   Основные поисковые характеристики приведены в таблице

   Таблица 6. Поисковые характеристики вертолетов и самолетов

Тип самолета (вертолета)

Рекомендуемая  высота полета, м

Рекомендуемая истинная скорость полета V, м

Варианты заправки топливом, кг

Максимальный радиус полета с 10% запасом топлива, км

Дальность действия Д  АРК-У2 по Р-855

Ширина полосы обследования DL, км

Поисковая производительность N, км кв/ч

Ми-26

1000

255

9220

435

25

37,5

9,4х1000

Ми-8МТ

500

225

1420

215

15

22,5

4.9х1000

 

2140

327

     

2860

445

     

Ми-14ПС

500

220

2946

410

15

22,5

4,9х1000

 

3331

450

 
 
 

Ка-27ПС

500

220

2600

470

15

22,5

4,9х1000

Ил-7бПС

8000

750

79000

3500

90

135

101х1000

Ан-12БП

800

550

14600

1635

90

135

74х1000

 

22050

2795

     

Ан-72ПС

6000

550

13000

2000

65

97,5

53х1000

АН-24ПРТ

6000

450

4800

1220

65

97,5

43,9х1000

Ан-2

2000

180

900

665

30

45

7,7х1000

   Примечания:
1. Максимальный радиус полета приведен для штилевых условий, а также для высот, скоростей и вариантов заправки топливных баков, указанных в таблице.
2. Величины Д, DL и N определены для среднепересеченной местности в районе поиска. При поиске над горной и лесистой местностью величины Д, DL и N могут уменьшаться в 1,5-2 раза.
3. При поиске самолетами и вертолетами, оборудованными аппаратурой АРК-УД, величины Д, DL и N увеличиваются в 1,5-2 раза.

   Основные тактико-технические данные вертолета Ми – 8

   Нормальный взлетный вес — 11100 кгс.
   Максимальный взлетный вес — 12000 кгс.
   Десантная нагрузка:
— нормальная — 2000 кгс;
— максимальная — 3000 кгс;
— максимальная за счет не дозаправки топлива — 4000 кгс;
   Количество перевозимых пассажиров – 24;
   Количество раненых, перевозимых на носилках, — 12.
   Максимальная скорость горизонтального полета на высотах 0 — 1000 м:
— при нормальном взлетном весе — 250 км/ч;
— при максимальном взлетном весе — 230 км/ч.
   Крейсерская скорость полета:
— при нормальном взлетном весе — 220 км/ч;
— при максимальном взлетном весе — 205 км/ч.
   Практический потолок:
— с нормальным взлетным весом 4500 м;
— с максимальным взлетным весом — 4000 м;
— с весом 9000 кгс и менее — 6000 м.
   Время набора высоты на номинальном режиме работы двигателей и наивыгоднейшей скорости набора (120 км/ч):
— с нормальным взлетным весом: 1000 м — 3,2 мин; 3000 м — 10,3 мин; практического потолка — 22,2 мин;
— с максимальным взлетным весом: 1000 м — 4,9 мин; 3000 м — 16,4 мин; практического потолка — 30,0 мин.
   Практическая дальность полета на высоте 500 м на крейсерской скорости с 5% остатком топлива:
— без дополнительных топливных баков при десантной нагрузке 2000 кгс — 475 км;
— без дополнительных топливных баков при десантной нагрузке 3000кгс — 455 км;
— с одним дополнительным баком 725 км;
— с двумя дополнительными баками — 950 км.

   Основные геометрические данные вертолета Ми – 8

   Длина вертолета, м:
— без несущего и рулевого винтов — 18,3;
— с вращающимся несущим и рулевым винтами – 25,244
   Высота вертолета, м:
— без рулевого винта — 4,73;
— с вращающимся рулевым винтом — 5,654.
   Клиренс, м — 0,445 м.
   Диаметр несущего винта – 21,294 м.
   Диаметр рулевого винта – 3,908 м.
   Колея главных ног шасси – 4,5 м.
   База шасси – 4,258 м

   Краткие сведения о задачах, решаемых на вертолете Ми – 8

   Военно-транспортный вариант Ми-8Т с двумя турбовальными двигателями ТВ2-117А предназначен для перевозки людей и различных грузов в грузовой кабине, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.
   Вертолет Ми-8Т предусматривает следующие варианты применения:
1. Транспортный вариант — для перевозки в грузовой кабине грузов и техники общим весом до 4000 кгс.
2. Десантный вариант — для перевозки десантников.
3. Транспортный вариант с увеличенной дальностью полета (с установленным одним дополнительным топливным баком).
4. Перегоночный вариант с двумя дополнительными топливными баками.
5. Транспортный вариант для транспортировки грузов на шарнирно-маятниковой внешней подвеске общим весом до 2500 кгс, на тросовой подвеске — до 3000 кгс.
6. Санитарный вариант для перевозки 12 носилочных раненых в сопровождении медработника.
7. Вооруженный вариант с установленным на внешних съемных спецфермах вооружением в составе 4 блоков УБ16-57УМВП (64 снаряда типа С-5) или авиабомб общим весом до 1100 кгс.
   Кроме того, при установке необходимого оборудования вертолет может быть использован в различных модификациях для решения специальных задач. Решаемые задачи и рекомендации по летной эксплуатации этих модификаций изложены в соответствующих разделах Инструкции экипажу.
   Для перевозки крупногабаритных грузов в грузовой кабине (типа лопастей несущего винта) и выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютами (парашютного десантирования) через грузовой люк на вертолете предусмотрено полуоткрытое положение или снятие створок грузовой кабины.

sajt-spasatel.ru

Вертолет Ми-8. Летно-технические характеристики — РИА Новости, 26.11.2015

09:5626.11.2015

(обновлено: 00:14 02.12.2015)

2854275

Подробнее о летно-технических характеристиках вертолета Ми-8 читайте в справке РИА Новости.

МОСКВА, 26 ноя — РИА Новости. На севере Красноярского края потерпел крушение вертолет Ми-8, в результате чего, по предварительным данным, погибли 12 человек.

Ми-8 — многофункциональный вертолет, сферы применения которого расширяются за счет постоянной модернизации и возможности оснащения его широким набором дополнительного оборудования для выполнения различных задач. Вертолет имеет возможность применения в широком диапазоне условий и температур (от —50 до +50 градусов по Цельсию), прост в эксплуатации и обслуживании.

Разработка вертолета В-8 (Ми-8) началась в ОКБ имени М.Л. Миля (ныне ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля», входящий в холдинг «Вертолеты России») в мае 1960 года для замены хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации многоцелевого поршневого вертолета Ми-4. Ми-8 создавался как глубокая модернизация Ми-4 с газотурбинным двигателем. Вертолет разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.

Первый прототип нового вертолета (с одним двигателем и четырехлопастным несущим винтом) поднялся в воздух в июле 1961 года, второй (с двумя двигателями и пятилопастным винтом) — в сентябре 1962 года, первый полет опытного вертолета состоялся в 1962 году.

Серийное производство Ми-8 началось в 1965 году на ОАО «Казанский вертолетный завод» и ОАО «Улан-Удэнский вертолетный завод».

На вертолетах Ми-8 в 1964-1969 годах было установлено семь мировых рекордов (в основном женщинами-вертолетчицами).

Ми-8 превосходит Ми-4 по максимальной грузоподъемности в 2,5 раза и по скорости в 1,4 раза. Трансмиссия вертолета Ми-8 аналогична вертолету Ми-4.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси.

Лопасти несущего винта цельнометаллические. Они состоят из полого лонжерона, спрессованного из алюминиевого сплава. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. В системе управления используются мощные гидроусилители. Ми-8 оборудован противообледенительной системой, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до 3 тонн.

При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми-8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоту полета. Навигационно-пилотажные приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

Вертолет, в основном, используется в транспортном и пассажирском вариантах. В пассажирском варианте (Ми-8П) вертолет оборудован для перевозки 28 пассажиров.

Военный вариант Ми-8Т имеет пилоны для подвески вооружения (неуправляемые ракеты, бомбы). Следующая военная модификация Ми-8ТВ имеет усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины.

Ми-8МТ — модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979-1988 годах вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.

Ми-8 может использоваться при решении самых различных задач: для огневой поддержки, подавления огневых точек, доставки десанта, перевозки боеприпасов, оружия, грузов, продуктов, медикаментов, эвакуации раненых и погибших.

Ми-8 является наиболее распространенным в мире транспортным вертолетом.

По числу модификаций Ми-8 является мировым рекордсменом. Их насчитывается более 100. Модификации создавались на МВЗ имени М.Л. Миля, на казанском и улан-удэнском заводах, ремонтных предприятиях, непосредственно в воинских частях и отрядах Аэрофлота, а также за рубежом в процессе эксплуатации.

Тактико-технические характеристики вертолета:

Экипаж — 3 человека.

Максимальная взлетная масса — 13 000 кг.

Двигатель ГТД Климов ТВ3-117 — 2.

Мощность — 2 на 1620 кВт.

Длина — 18,424/25,352 м.

Высота — 4,756/5,552 м.

Максимальная скорость — 250 км/ч.

Практическая дальность полета — 950 км.

Практический потолок — 5000 м.

Полезная нагрузка — до 24 солдат или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза.

ria.ru

скорость, технические характеристики (ТТХ), конструкция, грузоподъёмность, вес, устройство

Если искать машину, годящуюся для роли «собирательного образа» вертолёта СССР (да и России), то им, без сомнения, станет Ми-8. В производстве он находится с 1960-х годов – уже более пятидесяти лет. За это время он стал одним из самых распространённых вертолётов в истории и в мире, а среди двухмоторных машин «восьмёрка»и есть самая массовая.

А по состоянию на 2015 года – Ми-8 вообще третий по распространённости среди летательных аппаратов вообще. Но что ещё замечательнее – он до сих пор производится и своих позиций сдавать не собирается. Конечно, многие ровесники «восьмёрки» до сих пор в строю, но по универсальности и актуальности ему до сих пор нет равных.

Содержание статьи

История возникновения Ми-8

Дата «рождения» Ми-8 – 20 февраля 1958 года. В этот день Совет министров принял постановление по опытному строительству среднего вертолёта, именуемого тогда «В-8». Глава КБ, Михаил Миль, планировал использовать опыт, накопленный при создании тяжёлого вертолёта Ми-6, создав замену среднему Ми-4.

Замена поршневого мотора двумя турбинами обещала не только повысить эксплуатационные качества, но и рационализировать компоновку вертолёта.

В те годы и американские фирмы отказывались от поршневых моторов, заменяя их газотурбинными. Силовой установкой многих поршневых вертолётов (и Ми-4 в том числе) обычно служили громоздкие звездообразные моторы, занимавшие всю носовую часть фюзеляжа. Такое размещение вынуждало выносить пилотскую кабину наверх, а пространство грузовой кабины занимать приводными валами.

В-8 изначально проектировался, как многоцелевой – заказчиками выступали и ВВС, и «Аэрофлот».

Рассматривались пассажирское, военно-транспортное и вооружённое исполнения.

Первый В-8, взлетевший летом 1961 года, были именно пассажирским, с комфортабельным салоном на 18 человек. Правда, прототип был одномоторным. Разработка двухмоторного В-8А стартовала позже и полетел он только в 1962 году.

Следующими опытными машинами стали военный транспорт для 20 десантников, оснащённый установкой для крупнокалиберного пулемёта, и вертолёт для правительственных перевозок. Пятый прототип стал эталонным образцом, и в 1965 году началось серийное производство Ми-8.

Конструкция и устройство

Вертолёт Ми-8 построен по классической одновинтовой схеме. Фюзеляж вертолёта цельнометаллический, обшивка его гладкая, работающая. В носовой части фюзеляжа – кабина управления с местами для пилотов и лётного техника. В центральной части – грузовой отсек (либо пассажирская кабина, в зависимости от исполнения). Третью часть фюзеляжа представляют собой хвостовая и концевая балки.

Первые Ми-8 оснащались газотурбинными двигателями ТВ2-117 номинальной мощностью в 1000 л.с. каждый.

В 1967 году на амфибийном варианте Ми-14 началась отработка совершенно новых моторов – ТВ3-117.

Вертолёт Ми-8МТ с новыми моторами пошёл в производство в 1977 году. Также на нём появилась вспомогательная силовая установка – небольшая газовая турбина, предназначенная для раскрутки роторов основной силовой установки при пуске. Предыдущие модели запускались либо от батарей, либо от внешнего стартёра. При отказе одного из двигателей, второй автоматически выходит на режим повышенной мощности, позволяя завершить полёт.

Турбины Ми-8 вращают винты через трансмиссию из трёх редукторов – главного, промежуточного и хвостового. Несущий винт первоначально был аналогичен винту Ми-4 – цельнометаллический, с четырьмя лопастями. В ходе испытаний его заменили, количество лопастей довели до пяти. Шасси колёсное, неубирающееся. Носовое колесо самоориентирующееся. На опытных образцах вертолётов имелись обтекатели колёс, но на серийных машинах от них отказались.

Топливные баки наружные, подвешенные по бортам. Емкость левого бака – 1154 литра, правого, несмотря на внешне более длинный обтекатель – 1044 литра. Объясняется это тем, что под обтекателем правого бака размещён керосиновый отопитель кабин. В грузовом отсеке можно устанавливать до двух дополнительных баков, емкостью по 915 литров каждый. Начиная с модели Ми-8 МТВ, топливные баки выполняются протектированными.

Вертолёты оснащались автопилотом типа АП-34Б. стабилизирующим машину по крену и тангажу (в случае необходимости – и по направлению и высоте). Имеется противопожарная система, позволяющая тушить огонь как в двигателях и ВСУ, так и в керосиновом обогревателе. Гидравлическая система дублированная, питает усилители системы управления.

Модификации вертолёта

Количество модификаций Ми-8 огромно. В их число входят не только пассажирские и боевые машины, но и специальные – от противопожарных версий до морских амфибий. Назовём основные разновидности. Главными вариантами вертолётов первых серий с моторами ТВ2-117 были пассажирский Ми-8П, транспортный Ми-8Т и боевой Ми-8ТВ. Вертолёт для спецперевозок, с салоном «повышенной комфортности» имел индекс Ми-8ПС.

Военный вертолёт для радиоэлектронной борьбы назывался Ми-8СММ.

Амфибия Ми-14 представляла собой сильно доработанный Ми-8 с моторами ТВ3-117. Она стала «мостиком» к следующему поколению «Восьмёрок», которое поставлялось на экспорт под общим названием Ми-17. В СССР они назывались Ми-8МТ. В 1980-е запустили в серию новую базовую модель с увеличенной высотностью – Ми-8 МТВ. Её усовершенствованный вариант назвали Ми-8МТВ-1, а универсальный десантно-штурмовой вертолет получил индекс Ми-8 МТВ-2.

На экспорт новые вертолёты продавались, как Ми-171, а доработанная модель для внутреннего рынка стала известна, как Ми-8 АМТ.

В середине 90-х годов в России разработали «восьмёрку» с улучшенной аэродинамикой – Ми-8МТВ-5. Установленная в носу вертолёта РЛС потребовала замены части остекления кабины непрозрачным обтекателем.

Каждое поколение Ми-8 имело в составе и медицинские модификации, от Ми-8МБ до Ми-171ВА. Ряд вариантов проектировался для поставок конкретному заказчику. Заслуживает упоминания и Ми-8ВСМ – постановщик противопехотных мин. А под названием Ми-9 скрывается летающий командный пункт для командиров дивизий.

Вооружение

Изначально для войск был разработан только транспортный вертолёт, но уже в 1968 году военным представили его вооружённую версию. И вооружённую очень мощно. На внешних консолях подвешивались до шести блоков неуправляемых ракет калибра 57мм, либо до 1500 кг бомб. Бороться с танками позволяли четыре управляемые ракеты «Фаланга», а дополняла арсенал установка пулемёта калибра 12,7мм в пилотской кабине.

По огневой мощи Ми-8ТВ едва ли уступал специализированному штурмовику Ми-24, но вот по защищённости сравниться с ним не мог.

Хотя кабина лётчиков дополнительно защищалась бронёй толщиной до 8 мм. Явным недостатком вертолёта стал его возросший вес. Полностью загруженная оружием и десантниками машина с трудом взлетала, дальность полёта снизилась.

В ходе войны в Афганистане ракеты калибра 57мм заменили на более мощные аналоги С-8 калибра 80мм. Арсенал пополнился подвесными контейнерами с автоматическими гранатомётами калибра 30мм или 23мм пушками.

Летно-технические характеристики

Рассмотрим основные лётно-технические данные современного Ми-8 модификации АМТ и сравним его с конкурентами. В качестве примера выступят одна из поздних модификаций французской «Пумы» — AS.532 и вертолёт фирмы Сикорского S-92.

 Ми-8 АМТS-92AS.532
Длина, м25,320,819,5
Взлётная масса, т11,1129,3
Максимальная скорость, км/ч250283278
Крейсерская скорость, км/ч230257257
Потолок, м630045754100
Дальность полёта (практическая), км570999618

Итак, Ми-8 крупнее по размерам, имеет больший потолок (а более поздняя модификация в 2013 году поднялась на предельную высоту в 9 км), но имеет меньшую дальность полёта. Впрочем, на него могут устанавливаться дополнительные баки.

Стоит заметить, что S-92 – сугубо гражданская машина, хотя и разработанная на базе многоцелевого S-70. Может показаться странным, что в таблице отсутствует очевидный соперник Ми-8 – «Ирокез», точнее, вертолёты семейства Bell 212/412. Дело в том, что, несмотря на свою распространённость, это машины более лёгкого класса, с заведомо меньшими габаритами и грузоподъёмностью.

Интересные факты

Когда «восьмёрки» начали заменять Ми-4, стало ясно, что предшественники уступают им во всём. Ми-8 превосходили «четвёрку» и по скорости, и по вместимости, и по удобству обслуживания. Например, газотурбинные двигатели избавили механиков от постоянной борьбы с подтеканием смазки. Но в одном старый вертолёт долго превзойти не удалось – он был более высотным. Поэтому вплоть до появления модификации Ми-8МТ в горах продолжали работать поршневые Ми-4.

Хотя пассажирский вариант Ми-8 входил в число «разработанных изначально», в советское время таких машин было произведено немного.

Зато в 21 веке зарубежные и российские заказы на пассажирские вертолёты сильно помогли заводам.

Довольно часто «универсальность» понимают, как возможность машины делать всё, но плохо. Спектр задач, который решал, и успешно, вертолёт Ми-8, заставляет усомниться в справедливости такого подхода. За свою полувековую карьеру он возил грузы и пассажиров, служил в ВВС африканских стран и в МЧС России.

«Восьмёрка» работала воздушным госпиталем и летающим краном. С её борта ставили и тралили мины. Вертолёт служил штурмовиком и разведчиком. Конечно, можно было бы списать его распространённость на неизбежный результат сферы влияния СССР, но ведь Ми-8 ещё в советское время официально поставлялся на экспорт в страны Запада. И спрос на него не прекратился с развалом Советского Союза. Остаётся только признать «восьмёрку» настоящим шедевром вертолётостроения.

Видео

warbook.club

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *