Катер боевой – НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

Содержание

Боевой катер — история возникновения и описание боевых кораблей

Боевой катер на подводных крыльях

Боевой катер — это маломерные боевые корабли, задача которых выполнять боевые задачи, как правило, в прибрежных зонах вод. В классификации ВМФ СССР собственно таковых катеров нет. Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».

История возникновения боевых катеров

Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно с уверенностью сказать, что катера использовались в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер, вообще — маломерное судно по сравнению с кораблём, его стали приспосабливать как боевой. Уже в античных источниках, как документальных так и полулегендарных, есть упоминания об их использовании. Причем авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

Так что можно с уверенностью сказать , что боевые катера используются уже много веков подряд.И что боевые катера начали использовать еще с веков паруса и до наших дней.

Конструкция

Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.

Применение боевых катеров

Данный тип техники очень быстрый , маневренный, многоцелевой , достаточно легкий в использовании и быстрый в производстве. В связи с этим и разнообразием классов боевых катеров их использование очень обширно. Применяются боевые катера фактически во всех боевых и гражданских операциях.

Типы боевых катеров

Боевые катера Специального назначения Катера обеспечения
Рейдовые катера
Катера пограничной охраны
Бронекатера Противоминные Торпедоловы ——————— Сторожевые
Торпедные Десантные ——————— Суда размагничивания ———————
Ракетные ——————— ——————— ——————— ———————
Противолодочные ——————— ——————— ——————— ———————

Разновидности боевых катеров

Ракетный катер

Ракетный катер

Ракетный катер — это быстрый боевой корабль, малого водоизмещения, основным вооружением которого являются ракеты.

Торпедный катер

Торпедный катер

Торпедный катер — это быстрый боевой корабль, малого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды.

Десантный катер

Десантные катера, класс надводных боевых кораблей специальной постройки для перевозки и высадки морских десантов. Действуют совместно с другими боевыми кораблями и авиацией.

Катер размагничивания

Катер размагничивания

Катер размагничивания — катер выполняющий специальные работы по размагничиванию личного магнитного поля корабля.

Тральщик

Тральщик, боевой корабль для обнаружения и уничтожения морских мин с помощью тралов и для проводки через минные заграждения кораблей вслед за тралами. Тральщики бывают морские, речные и др.

Сторожевой катер

Сторожевой катер (ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КАТЕР-ПСК) — быстрый корабль малого водоизмещения, предназначенного для охраны государственных границ, несение дозорной службы в береговых водах, артиллерийская борьба с всеми видами боевых катеров противника. Основное вооружение которых артиллерийские орудия.

Охотник за подводными лодками

Охотник за подводными лодками

Охотник за подводными лодками — подкласс малого боевого корабля, задача которого поиск и уничтожения подводных лодок при несении дозорной службы или охранение транспортных судов и кораблей.

Торпедолов

Торпедолов

Катер обеспечения боевой подготовки ВМФ. Предназначено для поиска, подъема с воды на борт или буксировки использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях. Торпедолов обычно следует за выстреленной торпедой, находит ее и доставляет на базу или к стреляющему кораблю.

Развитие боевых катеров

И за востребованности данного типа техники ,боевые катера развиваются очень быстро. В наше время боевые катера являются одним из самых развитых и универсальных классов водной техники.

Вооружение боевых катеров

Общее

Общим вооружением боевых катеров(судов малого водоизмещения), являются : пулемёты, миномёты и огнемёты, но огнемёты используются только на сторожевых и десантных катерах.

Вооружение катеров по назначению

Ракетный Торпедный Минный Бронекатера Противолодочный Универсальный вариант
Ракеты Торпеды Мины Артиллерийский орудия Бомбосбрасыватели всё ранее перечисленное и в разных комбинациях
Французская ракета “Экзосет” ММ-40 Противокорабельная торпеда стандартного 533-миллиметрового диаметра Мины заграждения
Американская ракета “Гарпун” АГМ-84А Противолодочная торпеда Мк 43 254 мм.
Израильская ракета “Габриэль” Мк-3 Противолодочная торпеда Мк 44 324 мм
Итало-французская ракета “Отомат” Мк-2 Противолодочная торпеда СЭТ-40
Шведская ракета РБС-15
Норвежская ракета “Пингвин”
Итальянская ракета “Си Киллер”
Немецкая ракета “Корморан”
Советская ракета “Малахит”
Советская ракета “Москит”
Советская ракета “Рубеж”
Советская ракета “Термит”
Зенитные ракеты
Противолодочные ракето-торпеды

См.Также

Ссылки

Галерея

  • Сторожевой катер

  • Десантный катер

  • Бронекатер проект 1124

  • Торпедный катер

  • Противолодочный катер

  • Торпедный катер

  • Катер на подводных крыльях

  • Малый охотник ОД-200

  • Торпедный катер

  • Катер на подводных крыльях

  • Бронекатер МБК проекта 186

wiki.wargaming.net

Полный вперед! Ракетные катера азиатских стран » Военное обозрение


Быстроходный боевой катер «KHI Todak» индонезийского флота на фоне десантного корабля «Green Bay» американского флота. Индонезия продолжает наращивать возможности своих военно-морских сил, в том числе и за счет строительства быстроходных боевых катеров

Быстроходные боевые катера (ББК) или ракетные катера (корабли) представляют собой экономичное решение, точно соответствуя как потребностям береговой обороны, так и потребностям морского патрулирования меньшей интенсивности. В статье анализируется состояние флотов ББК стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Потребность в военных кораблях типа ББК особенно высока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в этой статье дан обзор программ разработки, модернизации и закупки подобных судов, реализующихся в этой части земного шара. Начнем, пожалуй, с Бангладеш. Флот этой страны в последние годы значительно повысил боевые возможности своего флота, заменив на четырех ББК класса «Hegu» устаревшие противокорабельные ракеты SY-1 противокорабельными ракетами C-704A производства китайской корпорации Chinese Aviation Industry Corporation (CAIC). До конца этого года на вооружение бангладешского флота встанут восемь местной постройки ББК длиной 11,7 метра, задачей которых станет поддержание суверенитета и укрепление морского права. Государственная судоверфь Dockyard and Engineering Works (DEW) Narayangani по проекту X12 строит полностью композитное судно в рамках соглашения о передаче технологий с индонезийской компанией PT Lundin. Катер X12 длиной 12 метров является развитием известного боевого катера Combat Boat 90 постройки шведской судоверфи Dockstavarvet. DEW не ответила на запрос о стоимости этого проекта, который также включает десять версий с полноразмерной палубной надстройкой для бангладешской береговой охраны, однако СМИ Индонезии сообщают о стоимости контракта в 6 миллионов долларов. Вооружение катера составят три пулемета, а скорость 35 узлов (65 км/ч) помогут развить два дизельных двигателя Volvo Penta, соединенных с двумя водометами.


Бангладешский катер X12 является развитием шведского боевого катера CB 90

Мьянма (Бирма)

К юго-востоку от Бангладеш рост и модернизация флота страны под названием Мьянма (ранее Бирма) за последнее десятилетие были впечатляющими. В обязанности ее ВМС входит защита рыболовства, борьба с пиратством и контрабандой наркотиками. Также важным является предъявление претензий, подкрепленных своим мощным флотом, на потенциально богатые углеводородами участки в Бенгальском заливе. Мьянма прежде рассчитывала в основном на Китай при закупке морских судов, но в настоящее время интенсивно развивает собственную промышленность военных кораблей. С 2004 года в состав флота был введено около 20 ракетно-пушечных ББК местной постройки, в то время как новый класс быстроходных торпедных катеров, по имеющимся данным оптимизированный для противолодочной борьбы, также вступает в строй. Хотя мьянманцы, стремясь усилить свой флот ББК, не чураются и закупок за рубежом, в частности у Израиля. В конце 2015 года у подразделения Ramta компании Israel Aerospace Industries (IAI) было заказано шесть катеров Super Dvora Mk.3. Закупка этих судов является убедительным примером решимости Мьянмы защитить свои прибрежные ресурсы в то время, когда растет количество заявок на право ведения разведки месторождений в исключительной экономической зоне. Компания IAI не отрицает и не подтверждает наличие мьянманского контракта, но руководитель внешнеэкономического департамента Дэвид Богнер в компании IAI Ramta предоставил некоторую информацию по судну Super Dvora Mk.3. «Это исключительно подвижная платформа, способная развить скорость свыше 48 узлов (89 км/ч). Катер превосходно выполняет преследование и перехват нарушителей при выполнении задач по охране морских просторов и береговой линии, он может пристать к необорудованному берегу и даже может быть вытащен на него при необходимости». Богнер заострил внимание на ряде опций, доступных для операторов этого катера. «Типичным вооружением может быть стабилизированная артиллерийская установка Typhoon компании Rafael Advanced Defence Systems плюс вооружение меньшего калибра, но мы можем выполнить и требования индивидуального заказчика. Мы реагируем на предпочтения пользователя по обзорным РЛС и радарам управления огнем. Мы предлагаем на выбор двигатели MTU или Caterpillar. Вариант движителя с частично погруженными гребными винтами снижает гидродинамическое сопротивление и тем самым повышает эффективность катера при выполнении задач на мелководье».

Китай

Будучи поставщиком судов различных типов, Китайская Народная Республика уже много лет имеет на вооружении достаточно большой флот малоразмерных ББК различного типа. Хотя китайцы основательно модернизировали флот своих ББК за последнее десятилетие и сейчас в основном полагаются на ракетный катер катамаранного типа класса «Houbei» длиной 43 метра и водоизмещением 224 тонны, который предназначен для проецирования угрозы массовой ракетной атаки на авианосные ударные группы американского флота, действующие в прилегающих к Китаю водах. Это судно. развивающее скорость 36 узлов (67 км/ч), приводится в движение двумя дизельными двигателями, соединенными с четырьмя водометами. Катер имеет на вооружении восемь противокорабельных ракет C-803 от CAIC, а также шестиствольную автоматическую корабельную артиллерийскую установку AK-630. Катер этого класса представляют собой относительно стабильную ракетную платформу, которая может работать на удалении от берега до 400 морских миль (741 км). Более 80 таких судов состоят на вооружении, оценочная стоимость которых по данным китайской судоверфи Hudong-Zhonghua составляет до 50 миллионов долларов за судно. Также было несколько неподтвержденных сообщений в региональных СМИ о том, что Пакистан планирует строить суда этого типа по лицензии.


Катер «Tatmadaw Ya» мьянманского флота представляет собой новейший вариант эффективного, маневренного и хорошо зарекомендовавшего себя катера «Super Dvora», который быстро придаст импульс дальнейшему развитию военно-морской мощи страны
Ракетные катера катамаранного типа класса «Houbei» в больших количествах состоят на вооружении китайского флота. Эти суда создают потенциальную угрозу авианосным ударным группам американских ВМС, действующим в прилегающих к Китаю водах

Индия

Давний соперник Китая, Индия, оперирует более чем 20 ББК разных типов, при этом суда класс «Car Nicobar» водоизмещением 330 тонн, развивающие скорость 36 узлов, в настоящее время несут основную ответственность за безопасность и поисково-спасательные операции в индийской исключительной экономической зоне. Эти корабли в последние годы принимали участие в ряде операций против пиратов. Основное вооружение судна – это 30-мм пушка Medak CRN91, поддержанная парой пулеметов и пусковыми установками ракет 9K38 Игла «поверхность-воздух» производства российской компании КБМ. На судне также устанавливаются навигационный радар Furono и тактическая коммуникационная система LimitedLink-II от Bharat Electronics. В настоящее время последнее судно из 14 кораблей этого класса строится на судоверфи Garden Reach Shipbuilding and Engineering (GRSE) в Калькутте. GRSE не предоставляет информации по стоимости и другим аспектам проекта.


Индийский ББК класса «Car Nicobar»

Индонезия

Строительство флота индонезийских ББК идет полным ходом, поскольку Джакарта стремится повысить возможности своих ВМС при действиях в прибрежных водах. По словам заместителя министра обороны, планируется постепенно дополнить существующие более крупные ББК, например класса «Todak», по меньшей мере, 40 кораблями классов «KCR-40» и «KCR-60» местной постройки. Суда этих новых классов, строящиеся с 2012 года, имеют на вооружении противокорабельные ракеты C-705 индонезийско-китайского консорциума CAIC/PT Pindad; на борту класса «KCR-40» установлены две ракеты, тогда как более длинные катера проекта «KCR- 60» имеют на вооружении четыре ракеты. Артиллерийское вооружение катеров класса «KCR-40» состоит из 30-мм пушки CMS NG-18 и двух 20-мм пушек Denel Vektor, тогда как на борту судов класса «KCR-60» установлена 57-мм пушка BAE Systems Bofors. В программе участвуют судоверфи PT PAL, PT Palindo и PT Citia; оценочная стоимость судно длиной 40 метров составляет 10,2 миллиона долларов. По словам директора по производству судоверфи PT PAL, также изучаются перспективы этих судов за рубежом. Что касается сенсоров, то на этих катерах установлены радары наблюдения TR-47C и SR-47AG от China North Industries; три двенадцатицилиндровых дизельных двигателя MAN позволяют развить скорость около 30 узлов (55,5 км/ч). Несмотря на то, что в прошлом году прототип катера был уничтожен огнем, Джакарта заявила о продолжении программы строительства в Индонезии четырех ракетных тримаранов класса «X3K Klewang» с водометными движителями длиной 63 метра. Тем не менее, в феврале 2016 года в компании PT Lundin заявили о том, что будет построен всего один экземпляр.


Индонезийский ракетный тримаран класса «X3K Klewang»

Пакистан

Пакистан эксплуатирует несколько ББК разных годов постройки. Китай в настоящее время является основным поставщиком морских судов для этой страны, который в 2012 году поставил, например, новый ББК «Azmat» водоизмещением 570 тонн и длиной 63 метров. Этот корабль был построен китайской судоверфью China Shipbuilding and Offshore Corporation (CSOC). С тех пор в Пакистане компанией Karachi Shipyard and Engineering (KSEW) в сотрудничестве с CSOC был построен еще один экземпляр. Корабль был сдан в эксплуатацию, а в апреле 2015 года на судоверфи KSEW был разрезан первый стальной лист для третьего судна. Планируется постройка и четвертого судна. В основном этот ББК, способный развить скорость 30 узлов (56 км/ч), предназначен для действий в прибрежных водах. В комплекс вооружения входят восемь противокорабельных ракет C-802 CAIC, 23-мм пушка и шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка AK-630. Компания KSEW заявляет о стоимости 50 миллионов долларов за судно.


Новый пакистанский ракетный катер «Azmat»
Филиппинский флот имеет в своем составе шесть судов типа MPAC, которые могут выполнять боевые и десантные задачи. Компаниями Lung Teh и Propmech должны быть построены еще три судна

Филиппинский флот

Филиппинский флот имеет очень смешанный по составу флот вооруженных ББК, здесь имеются как суда местной постройки, так и подержанные корабли, закупленные у других стран. К новейшим приобретениям флота относятся шесть судов типа MPAC (Multi-Purpose Assault Craft – многоцелевой десантный катер). Эти катера, развивающие скорость 40 узлов (74 км/ч), предназначены в основном для работы у морских берегов и на реках; они могут выполнять задачи быстроходного катера и десантного судна; на борту может разместиться 16 десантников, десантирующихся через носовую аппарель. Катера типа MPAC вооружены тремя пулеметами. Три катера постройки тайваньской судоверфи Lung Teh имеют длину 15 метров, другие три, построенные филиппинской судоверфью Propmech, имеют длину 17 метров.

В настоящее время Манила начинает программу строительства еще трех судов, на которую было выделено 5,7 миллионов долларов. В конце февраля 2016 года департамент национальной обороны объявил о том, что работа по новым судам будет поделена между компаниями Lung Teh и Propmech. Будущий катер, оптимизированный для задач ББК, будет иметь на борту пусковую установку ракет класса «поверхность-поверхность»; возможно, это будут ракеты Spike от компании Rafael. По сообщениям, они будут также вооружены дистанционно управляемой пулеметной установкой 12,7-мм M2HB Browning от General Dynamics/US Ordnance и двумя 7,62-мм пулеметами M60 от US Ordnance.

Сингапур

Новейшим дополнением к боевым судам береговой обороны сингапурского флота является катера класс «Independence». Первый катер был спущен местной судоверфью ST Marine в июне 2015 года. Боевой корабль совместной разработки компаний Kockums (в настоящее время Saab) и ST Marine развивает скорость 27 узлов (50 км/ч). По сравнению с патрульными катерами класса «Fearless», которые он со временем заменит, этот корабль крупнее и имеет более мощное вооружение. В комплекс вооружения входят установленные в носовой части 76-мм пушка OTO Melara/Finmeccanica и двенадцатитрубная установка для вертикального пуска ракет MBDA Mica класса «земля-воздух». По бортам установлены дистанционно управляемые пулеметы Hitrole от OTO Melara/ Finmeccanica, а на корме 25-мм автоматическая пушка Rafael Typhoon. На корме также имеется вертолетная площадка для вертолетов поддержки, а с кормовой док-камеры можно спускать и загружать жестко-корпусной надувной катер. К особенностям этого боевого корабля относятся интегрированный центр управления боем и сенсорный комплект, включающий морскую обзорную РЛС Thales NS-100. Компания ST Marine не раскрывает стоимость кораблей класса «Independence».


Фрегат касса «Formidable» и корвет класса «Valour» сингапурского флота на страже открытых морских просторов. Новые же суда класса «Independence» с вертолетной площадкой значительно повысят уровень береговой обороны Сингапура
Южно-корейский ББК класса «Yun Youngha» имеет более мощное вооружение по сравнению со своими предшественниками. Запланирована постройка варианта меньшего размера

Шри-Ланка

На вооружении флота Шри-Ланки имеется ББК нескольких типов, включая израильские катера типа «Dvora 1», «Dvora 2» и «Dvora 3», суда класса «Shaldag» и катера местной постройки класса «Series III». Боевой катер класса «Series III» развивает скорость 53 узла (98,1 км/ч), имеет на борту орудийную установку Rafael Typhoon с 20-мм пушкой Orbital ATK Bushmaster и обзорный радар Furuno FR 8250, использующийся для навигации. Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей Deutz V16 и двух поворотных частично погруженных винтов Arneson ASD16.

Тайвань

Являясь крупным поставщиком ББК, Тайвань за последние годы укрепил свой флот береговой обороны двенадцатью судами класса «Ching Chiang» и тридцатью ББК класса «Kuang Hua», все они имеют на борту противокорабельные ракеты. Но Тайвань не останавливается и продолжает укреплять свое военно-морское могущество. В конце 2014 года начались испытания первого из боевых судов катамаранного типа нового класса «Tuo Jiang». Судно длиной 60,4 метра и водоизмещением 560 тонн строится судостроительной компанией Lung Teh. Президент компании сообщил о том, что будет построено 11 таких судов. «Ракетно-пушечная платформа береговой обороны благодаря двум дизельным двигателям, соединенным с двумя водометами, может развить максимальную скорость 45 узлов (83 км/ч) и длительно идти на крейсерской скорости 25 узлов (46 км/ч)». Он подтвердил, что компания намеревается экспортировать суда этого типа. «Мы собираемся продавать их по всему миру». Официальная стоимость программы составляет 843,4 миллиона долларов. Эти новые ББК для своих размеров имеют очень хорошее вооружение. Ракетный комплекс включает восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng II и восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng III. Также на борту имеется 76-мм артиллерийская установка OTO Melara/ Finmeccanica, комплекс ближней противовоздушной обороны Raytheon Phalanx, а также 12,7-мм пулеметы и две строенных торпедных аппарата Mk.32. Продвинутая форма корпуса судов класса «Ching Chiang» позволит снизить расход топлива, повысить мореходные качества и маневренность, тогда как палубные надстройки имеют специальное покрытие, снижающее заметность и риск попадания ракеты. Эти корабли в основном предназначены для ведения боевых действий в прибрежной зоне. Впрочем, они могут выполнять задачи и при волнении моря Sea State 7 (высота волн до 9 метров). Дальность плавания составляет 2000 морских миль (3706 км), что позволяет им вступать в бой с китайскими кораблями далеко от берегов Тайваня. Следовательно, вооружение и характеристики этих новейших тайваньских кораблей могут создать проблемы китайским военным стратегам.


Тайваньские ракетные катера класса «Ching Chiang»

Южная Корея

Южно-корейский флот серьезно модернизирует возможности своей береговой обороны (поскольку северный сосед не дает спокойно спать), поэтапно вводя в эксплуатацию ББК класса «Yoon Youngha». На борту установлены пусковые установки противокорабельных ракет SSM-700K Haesseong от LIG Nex1, плюс 76-мм пушка Hyundai Wia. Судоверфями Hanjin Heavy Industries и STX планируется построить в общей сложности 18 судов класса «Yoon Youngha» водоизмещением 570 тонн и длиной 46 метров, хотя большая часть из них уже находится в составе флота. На борту этих судов устанавливаются обзорные радары STX Radar SYS-100K и and LIG Nex1 SPS-530K. Их движительная система, состоящая из дизельного двигателя MTU 12V 595 TE90, газотурбинных двигателей General Electric LM500 и водометов, позволяет развить скорость свыше 40 узлов (74 км/ч). В компании Hanjin озвучили стоимость одного судна в 38 миллионов долларов.

Вьетнам

Как и Южная Корея, Вьетнам также озабочен китайскими интригами касательно принадлежности различных островов и морских шельфов. В настоящее время вьетнамский флот базируется на российских ракетных катерах проекта 1241 «Молния». Энергетическая установка – двухвальная дизель-газотурбинная – позволяет судну длиной 56 метров и водоизмещением 480 тонн развить скорость 42 узла (78 км/ч). Основное вооружение включает 16 противокорабельных ракет Радуга П-15 «Термит» или Х-35У производства корпорации «Тактическое ракетное вооружение», 76-мм артиллерийскую установку и две шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки AK-630. Вьетнамский флот оперирует четырьмя катерами класса «Молния». По данным местных СМИ, во Вьетнаме идет строительство еще двух таких катеров, а в перспективе на вьетнамской судоверфи по лицензии будут построены еще четыре катера.


Вьетнамский ракетный катер проекта 1241 «Молния»

Заключение

Региональные территориальные споры и преступная деятельность на морских просторах вынуждают страны Азиатско-Тихоокеанского региона содержать флоты, способные эффективно вести боевые действия высокой и низкой интенсивности, а также охранять прибрежные воды. Поэтому, было бы удивительно, если бы новые типы ББК, оборудованные для выполнения различных задач, не продолжали поступать на вооружение региональных военно-морских сил в значительных количествах.

Использованы материалы:
www.naval-technology.com
www.globalsecurity.org
www.ships-net.co.jp
www.navypedia.org
www.shipspotting.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

topwar.ru

Малый боевой катер от «SAFE BI»

24.05.2012 года. Компания по строительству катеров «SAFE Boats International», расположенная в городе Бремертон штата Вашингтон, выиграла конкурс на строительство 5-ти единиц нового типа боевых катеров «Mk VI» с возможностью строительства еще одного экземпляра. Стоимость одного катера — приблизительно 6 миллионов долларов. Общая сумма контракта — чуть более 35 миллионов долларов. Расчетное время поставок на вооружение новых катеров – 2014 год.

Новые корабли заказало для себя Экспедиционное боевое командование военно-морских сил Соединенных Штатов. NECC создано в 2006 году для выполнения единых действий, спецопераций и диверсионных задач на речных и прибрежных водах. В составе NECC новые боевые катера сменят стоящие на вооружении 68-ми футовые катера типа Mk IV и 34-х футовые «Sea Ark». На будущее запланировано приобретение 48-ми малых боевых катеров нового типа для нужд ВМС Соединенных Штатов. Катера могут быть использованы в районах военных конфликтов, при погонях за морскими пиратами, торговцами людьми. Основное предназначение – контроль прибрежных и речных районов.


Новые катера малого водоизмещения были разработаны компанией «SAFE BI» на базе многоцелевого катера «Archangel», которые на сегодня достаточно известны и приобретаются не только для ВМС Соединенных штатов, но и для вооружения других стран. Катер имеет длину по ватерлинии почти 24 метра и наибольшую длину 26 метров. Силовая Mk VI состоит из двух дизельных двигателей многотопливного типа с водометами и обеспечивает катеру максимальную скорость для длительного применения 35 узлов и максимальную скорость для кратковременного применения 41 узел. Дальность хода нового катера на крейсерской скорости в 30 узлов около 600 миль.

Катер вооружен двумя автоматическими 25 мм артустановками от BAE Systems «Rafael Mk 38 Mod 2» у которых имеется возможность дистанционного управления. Из пулеметов будут установлены несколько экземпляров 7.62 и 12.7 мм автоматические пулеметы, установленные на турелях. Рубка Mk VI обеспечена конструктивной защитой, в которой личной состав будет размещаться в противоударных спецкреслах. Новые катера будут иметь большой запас для модернизации и установки специального оборудования, подводных и надводных аппаратов, размещение раненых при выполнении эвакуации и транспортировки, гражданских и военных при выполнении различных задач.

Строить катера будут не на основных мощностях компании (что для компании впервые), а на арендованных мощностях в Порт-Тамока, вследствие того что новые катера по своей длине не вместятся в судостроительные эллинги компании «SAFE BI», а на арендованных строительных мощностях есть возможность начать одновременную постройку всех боевых катеров согласно заключенного контракту. Для строительства патрульных катеров компания откроет дополнительные рабочие места, в основном для квалифицированных монтажников и сварщиков, чем доведет количество задействованного личного состава в строительстве катеров до 275 человек. Производство начнется в ближайшее время (ориентировочно в течение 1-2 месяцев), после подписания договоров с поставщиками на поставку основных материалов для строительства, таких как, например, алюминий.

«Данный контракт продвинет патрульный боевой катер на международный рынок», — заявил глава судостроительной компании, уже проявили интерес к Mk VI другие ведомства Соединенных Штатов, а также ряд европейских стран и компаний.

Источники информации:
http://www.maritime-executive.com/article/safe-boats-international-awarded-us-navy-mkvi-patrol-boat-contract
http://bmpd.livejournal.com/243062.html
http://kpbj.com/business_daily/2012-05-25/safe_boats_awarded_35_million_contract_for_navy_patrol_boats

topwar.ru

Боевой катер — это… Что такое Боевой катер?

Шведский торпедный катер швед. Norrtälje Ракетный катер на подводных крыльях англ. Pegasus (PHM-1) Ракетный катер на воздушной подушке «Скьольд»

Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже Российской Федерации) собственно боевых катеров нет.[1] Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».

Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны, океанские патрульные корабли (характерны для Великобритании) и им подобные.[2] Общим признаком при этом остается малое водоизмещение.

Западная классификация не делает строгого различия между боевыми катерами и следующим по размеру типом — корветами, — объединяя их в класс легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, или FAC).[3]

История

Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще — маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили для боевого применения. Уже в античных источниках (Диодор Сицилийский, Гомер) есть упоминания о боевом применении катеров. Причем античные авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра неустойчивы, часто были решающим фактором в контроле над морской акваторией. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании 1806-1807 гг, Британский Королевский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике[4] несмотря на разгром датского флота при Копенгагене. [5]

Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под командованием С.О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.

Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох. Причем переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на 2008 г ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах.[6]

Конструкция

Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.

Наиболее известные типы катеров

Собственно боевые катера

Катера специального назначения

Морские суда обеспечения

  • Катера-торпедоловы

Рейдовые суда обеспечения

  • Рейдовые буксиры
  • Суда размагничивания

Катера пограничной охраны

Морские части пограничных войск Российской Федерации имеют собственную классификацию. Так проект 206П («Стенка»), по всем признакам соответствующий катеру, они относят к пограничным сторожевым кораблям (ПСКР).

Ссылки

  1. Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. Волковский, Н.Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т.2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806-1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798-1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4
  6. ФГУП ЦКБ «Алмаз». Каталог проектов http://www.almaz-kb.ru/almaz-100.htm

Литература

См. также

dic.academic.ru

Боевые катера стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Быстроходные боевые катера (ББК) или ракетные катера (корабли) представляют собой экономичное решение, точно соответствуя как потребностям береговой обороны, так и потребностям морского патрулирования меньшей интенсивности. В статье анализируется состояние флотов ББК стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Быстроходный боевой катер «KHI Todak» индонезийского флота на фоне десантного корабля «Green Bay» американского флота. Индонезия продолжает наращивать возможности своих военно-морских сил, в том числе и за счет строительства быстроходных боевых катеров

Потребность в военных кораблях типа ББК особенно высока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в этой статье дан обзор программ разработки, модернизации и закупки подобных судов, реализующихся в этой части земного шара. Начнем, пожалуй, с Бангладеш. Флот этой страны в последние годы значительно повысил боевые возможности своего флота, заменив на четырех ББК класса «Hegu» устаревшие противокорабельные ракеты SY-1 противокорабельными ракетами C-704A производства китайской корпорации Chinese Aviation Industry Corporation (CAIC). До конца этого года на вооружение бангладешского флота встанут восемь местной постройки ББК длиной 11,7 метра, задачей которых станет поддержание суверенитета и укрепление морского права.

Государственная судоверфь Dockyard and Engineering Works (DEW) Narayangani по проекту X12 строит полностью композитное судно в рамках соглашения о передаче технологий с индонезийской компанией PT Lundin. Катер X12 длиной 12 метров является развитием известного боевого катера Combat Boat 90 постройки шведской судоверфи Dockstavarvet. DEW не ответила на запрос о стоимости этого проекта, который также включает десять версий с полноразмерной палубной надстройкой для бангладешской береговой охраны, однако СМИ Индонезии сообщают о стоимости контракта в 6 миллионов долларов. Вооружение катера составят три пулемета, а скорость 35 узлов (65 км/ч) помогут развить два дизельных двигателя Volvo Penta, соединенных с двумя водометами.

Бангладешский катер X12 является развитием шведского боевого катера CB 90 

Мьянма (Бирма)

К юго-востоку от Бангладеш рост и модернизация флота страны под названием Мьянма (ранее Бирма) за последнее десятилетие были впечатляющими. В обязанности ее ВМС входит защита рыболовства, борьба с пиратством и контрабандой наркотиками. Также важным является предъявление претензий, подкрепленных своим мощным флотом, на потенциально богатые углеводородами участки в Бенгальском заливе. Мьянма прежде рассчитывала в основном на Китай при закупке морских судов, но в настоящее время интенсивно развивает собственную промышленность военных кораблей.

С 2004 года в состав флота был введено около 20 ракетно-пушечных ББК местной постройки, в то время как новый класс быстроходных торпедных катеров, по имеющимся данным оптимизированный для противолодочной борьбы, также вступает в строй. Хотя мьянманцы, стремясь усилить свой флот ББК, не чураются и закупок за рубежом, в частности у Израиля. В конце 2015 года у подразделения Ramta компании Israel Aerospace Industries (IAI) было заказано шесть катеров Super Dvora Mk.3. Закупка этих судов является убедительным примером решимости Мьянмы защитить свои прибрежные ресурсы в то время, когда растет количество заявок на право ведения разведки месторождений в исключительной экономической зоне.

Компания IAI не отрицает и не подтверждает наличие мьянманского контракта, но руководитель внешнеэкономического департамента Дэвид Богнер в компании IAI Ramta предоставил некоторую информацию по судну Super Dvora Mk.3. «Это исключительно подвижная платформа, способная развить скорость свыше 48 узлов (89 км/ч). Катер превосходно выполняет преследование и перехват нарушителей при выполнении задач по охране морских просторов и береговой линии, он может пристать к необорудованному берегу и даже может быть вытащен на него при необходимости».

Богнер заострил внимание на ряде опций, доступных для операторов этого катера. «Типичным вооружением может быть стабилизированная артиллерийская установка Typhoon компании Rafael Advanced Defence Systems плюс вооружение меньшего калибра, но мы можем выполнить и требования индивидуального заказчика. Мы реагируем на предпочтения пользователя по обзорным РЛС и радарам управления огнем. Мы предлагаем на выбор двигатели MTU или Caterpillar. Вариант движителя с частично погруженными гребными винтами снижает гидродинамическое сопротивление и тем самым повышает эффективность катера при выполнении задач на мелководье».

Китай

Будучи поставщиком судов различных типов, Китайская Народная Республика уже много лет имеет на вооружении достаточно большой флот малоразмерных ББК различного типа. Хотя китайцы основательно модернизировали флот своих ББК за последнее десятилетие и сейчас в основном полагаются на ракетный катер катамаранного типа класса «Houbei» длиной 43 метра и водоизмещением 224 тонны, который предназначен для проецирования угрозы массовой ракетной атаки на авианосные ударные группы американского флота, действующие в прилегающих к Китаю водах. Это судно. развивающее скорость 36 узлов (67 км/ч), приводится в движение двумя дизельными двигателями, соединенными с четырьмя водометами. Катер имеет на вооружении восемь противокорабельных ракет C-803 от CAIC, а также шестиствольную автоматическую корабельную артиллерийскую установку AK-630.

Катер этого класса представляют собой относительно стабильную ракетную платформу, которая может работать на удалении от берега до 400 морских миль (741 км). Более 80 таких судов состоят на вооружении, оценочная стоимость которых по данным китайской судоверфи Hudong-Zhonghua составляет до 50 миллионов долларов за судно. Также было несколько неподтвержденных сообщений в региональных СМИ о том, что Пакистан планирует строить суда этого типа по лицензии.

Катер «Tatmadaw Ya» мьянманского флота представляет собой новейший вариант эффективного, маневренного и хорошо зарекомендовавшего себя катера «Super Dvora», который быстро придаст импульс дальнейшему развитию военно-морской мощи страны

Ракетные катера катамаранного типа класса «Houbei» в больших количествах состоят на вооружении китайского флота. Эти суда создают потенциальную угрозу авианосным ударным группам американских ВМС, действующим в прилегающих к Китаю водах

Индия

Давний соперник Китая, Индия, оперирует более чем 20 ББК разных типов, при этом суда класс «Car Nicobar» водоизмещением 330 тонн, развивающие скорость 36 узлов, в настоящее время несут основную ответственность за безопасность и поисково-спасательные операции в индийской исключительной экономической зоне. Эти корабли в последние годы принимали участие в ряде операций против пиратов. Основное вооружение судна – это 30-мм пушка Medak CRN91, поддержанная парой пулеметов и пусковыми установками ракет 9K38 Игла «поверхность-воздух» производства российской компании КБМ.

На судне также устанавливаются навигационный радар Furono и тактическая коммуникационная система LimitedLink-II от Bharat Electronics. В настоящее время последнее судно из 14 кораблей этого класса строится на судоверфи Garden Reach Shipbuilding and Engineering (GRSE) в Калькутте. GRSE не предоставляет информации по стоимости и другим аспектам проекта.

Индийский ББК класса «Car Nicobar»

Индонезия

Строительство флота индонезийских ББК идет полным ходом, поскольку Джакарта стремится повысить возможности своих ВМС при действиях в прибрежных водах. По словам заместителя министра обороны, планируется постепенно дополнить существующие более крупные ББК, например класса «Todak», по меньшей мере, 40 кораблями классов «KCR-40» и «KCR-60» местной постройки. Суда этих новых классов, строящиеся с 2012 года, имеют на вооружении противокорабельные ракеты C-705 индонезийско-китайского консорциума CAIC/PT Pindad; на борту класса «KCR-40» установлены две ракеты, тогда как более длинные катера проекта «KCR- 60» имеют на вооружении четыре ракеты.

Артиллерийское вооружение катеров класса «KCR-40» состоит из 30-мм пушки CMS NG-18 и двух 20-мм пушек Denel Vektor, тогда как на борту судов класса «KCR-60» установлена 57-мм пушка BAE Systems Bofors. В программе участвуют судоверфи PT PAL, PT Palindo и PT Citia; оценочная стоимость судно длиной 40 метров составляет 10,2 миллиона долларов. По словам директора по производству судоверфи PT PAL, также изучаются перспективы этих судов за рубежом. Что касается сенсоров, то на этих катерах установлены радары наблюдения TR-47C и SR-47AG от China North Industries; три двенадцатицилиндровых дизельных двигателя MAN позволяют развить скорость около 30 узлов (55,5 км/ч).

Несмотря на то, что в прошлом году прототип катера был уничтожен огнем, Джакарта заявила о продолжении программы строительства в Индонезии четырех ракетных тримаранов класса «X3K Klewang» с водометными движителями длиной 63 метра. Тем не менее, в феврале 2016 года в компании PT Lundin заявили о том, что будет построен всего один экземпляр.

Индонезийский ракетный тримаран класса «X3K Klewang»

Пакистан

Пакистан эксплуатирует несколько ББК разных годов постройки. Китай в настоящее время является основным поставщиком морских судов для этой страны, который в 2012 году поставил, например, новый ББК «Azmat» водоизмещением 570 тонн и длиной 63 метров. Этот корабль был построен китайской судоверфью China Shipbuilding and Offshore Corporation (CSOC). С тех пор в Пакистане компанией Karachi Shipyard and Engineering (KSEW) в сотрудничестве с CSOC был построен еще один экземпляр. Корабль был сдан в эксплуатацию, а в апреле 2015 года на судоверфи KSEW был разрезан первый стальной лист для третьего судна.

Планируется постройка и четвертого судна. В основном этот ББК, способный развить скорость 30 узлов (56 км/ч), предназначен для действий в прибрежных водах. В комплекс вооружения входят восемь противокорабельных ракет C-802 CAIC, 23-мм пушка и шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка AK-630. Компания KSEW заявляет о стоимости 50 миллионов долларов за судно.

Новый пакистанский ракетный катер «Azmat» 

Филиппинский флот имеет в своем составе шесть судов типа MPAC, которые могут выполнять боевые и десантные задачи. Компаниями Lung Teh и Propmech должны быть построены еще три судна

Филиппины

Филиппинский флот имеет очень смешанный по составу флот вооруженных ББК, здесь имеются как суда местной постройки, так и подержанные корабли, закупленные у других стран. К новейшим приобретениям флота относятся шесть судов типа MPAC (Multi-Purpose Assault Craft – многоцелевой десантный катер). Эти катера, развивающие скорость 40 узлов (74 км/ч), предназначены в основном для работы у морских берегов и на реках; они могут выполнять задачи быстроходного катера и десантного судна; на борту может разместиться 16 десантников, десантирующихся через носовую аппарель. Катера типа MPAC вооружены тремя пулеметами. Три катера постройки тайваньской судоверфи Lung Teh имеют длину 15 метров, другие три, построенные филиппинской судоверфью Propmech, имеют длину 17 метров.

В настоящее время Манила начинает программу строительства еще трех судов, на которую было выделено 5,7 миллионов долларов. В конце февраля 2016 года департамент национальной обороны объявил о том, что работа по новым судам будет поделена между компаниями Lung Teh и Propmech. Будущий катер, оптимизированный для задач ББК, будет иметь на борту пусковую установку ракет класса «поверхность-поверхность»; возможно, это будут ракеты Spike от компании Rafael. По сообщениям, они будут также вооружены дистанционно управляемой пулеметной установкой 12,7-мм M2HB Browning от General Dynamics/US Ordnance и двумя 7,62-мм пулеметами M60 от US Ordnance.

Сингапур

Новейшим дополнением к боевым судам береговой обороны сингапурского флота является катера класс «Independence». Первый катер был спущен местной судоверфью ST Marine в июне 2015 года. Боевой корабль совместной разработки компаний Kockums (в настоящее время Saab) и ST Marine развивает скорость 27 узлов (50 км/ч). По сравнению с патрульными катерами класса «Fearless», которые он со временем заменит, этот корабль крупнее и имеет более мощное вооружение.

В комплекс вооружения входят установленные в носовой части 76-мм пушка OTO Melara/Finmeccanica и двенадцатитрубная установка для вертикального пуска ракет MBDA Mica класса «земля-воздух». По бортам установлены дистанционно управляемые пулеметы Hitrole от OTO Melara/ Finmeccanica, а на корме 25-мм автоматическая пушка Rafael Typhoon. На корме также имеется вертолетная площадка для вертолетов поддержки, а с кормовой док-камеры можно спускать и загружать жестко-корпусной надувной катер. К особенностям этого боевого корабля относятся интегрированный центр управления боем и сенсорный комплект, включающий морскую обзорную РЛС Thales NS-100. Компания ST Marine не раскрывает стоимость кораблей класса «Independence».

Фрегат касса «Formidable» и корвет класса «Valour» сингапурского флота на страже открытых морских просторов. Новые же суда класса «Independence» с вертолетной площадкой значительно повысят уровень береговой обороны Сингапура

Южно-корейский ББК класса «Yun Youngha» имеет более мощное вооружение по сравнению со своими предшественниками. Запланирована постройка варианта меньшего размера

Шри-Ланка

На вооружении флота Шри-Ланки имеется ББК нескольких типов, включая израильские катера типа «Dvora 1», «Dvora 2» и «Dvora 3», суда класса «Shaldag» и катера местной постройки класса «Series III». Боевой катер класса «Series III» развивает скорость 53 узла (98,1 км/ч), имеет на борту орудийную установку Rafael Typhoon с 20-мм пушкой Orbital ATK Bushmaster и обзорный радар Furuno FR 8250, использующийся для навигации. Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей Deutz V16 и двух поворотных частично погруженных винтов Arneson ASD16.

Тайвань

Являясь крупным поставщиком ББК, Тайвань за последние годы укрепил свой флот береговой обороны двенадцатью судами класса «Ching Chiang» и тридцатью ББК класса «Kuang Hua», все они имеют на борту противокорабельные ракеты. Но Тайвань не останавливается и продолжает укреплять свое военно-морское могущество. В конце 2014 года начались испытания первого из боевых судов катамаранного типа нового класса «Tuo Jiang». Судно длиной 60,4 метра и водоизмещением 560 тонн строится судостроительной компанией Lung Teh.

Президент компании сообщил о том, что будет построено 11 таких судов. «Ракетно-пушечная платформа береговой обороны благодаря двум дизельным двигателям, соединенным с двумя водометами, может развить максимальную скорость 45 узлов (83 км/ч) и длительно идти на крейсерской скорости 25 узлов (46 км/ч)». Он подтвердил, что компания намеревается экспортировать суда этого типа. «Мы собираемся продавать их по всему миру». Официальная стоимость программы составляет 843,4 миллиона долларов. Эти новые ББК для своих размеров имеют очень хорошее вооружение.

Ракетный комплекс включает восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng II и восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng III. Также на борту имеется 76-мм артиллерийская установка OTO Melara/ Finmeccanica, комплекс ближней противовоздушной обороны Raytheon Phalanx, а также 12,7-мм пулеметы и две строенных торпедных аппарата Mk.32. Продвинутая форма корпуса судов класса «Ching Chiang» позволит снизить расход топлива, повысить мореходные качества и маневренность, тогда как палубные надстройки имеют специальное покрытие, снижающее заметность и риск попадания ракеты. Эти корабли в основном предназначены для ведения боевых действий в прибрежной зоне. Впрочем, они могут выполнять задачи и при волнении моря Sea State 7 (высота волн до 9 метров).

Дальность плавания составляет 2000 морских миль (3706 км), что позволяет им вступать в бой с китайскими кораблями далеко от берегов Тайваня. Следовательно, вооружение и характеристики этих новейших тайваньских кораблей могут создать проблемы китайским военным стратегам.

Тайваньские ракетные катера класса «Ching Chiang»

Южная Корея

Южно-корейский флот серьезно модернизирует возможности своей береговой обороны (поскольку северный сосед не дает спокойно спать), поэтапно вводя в эксплуатацию ББК класса «Yoon Youngha». На борту установлены пусковые установки противокорабельных ракет SSM-700K Haesseong от LIG Nex1, плюс 76-мм пушка Hyundai Wia. Судоверфями Hanjin Heavy Industries и STX планируется построить в общей сложности 18 судов класса «Yoon Youngha» водоизмещением 570 тонн и длиной 46 метров, хотя большая часть из них уже находится в составе флота.

На борту этих судов устанавливаются обзорные радары STX Radar SYS-100K и and LIG Nex1 SPS-530K. Их движительная система, состоящая из дизельного двигателя MTU 12V 595 TE90, газотурбинных двигателей General Electric LM500 и водометов, позволяет развить скорость свыше 40 узлов (74 км/ч). В компании Hanjin озвучили стоимость одного судна в 38 миллионов долларов.

Вьетнам

Как и Южная Корея, Вьетнам также озабочен китайскими интригами касательно принадлежности различных островов и морских шельфов. В настоящее время вьетнамский флот базируется на российских ракетных катерах проекта 1241 «Молния». Энергетическая установка – двухвальная дизель-газотурбинная – позволяет судну длиной 56 метров и водоизмещением 480 тонн развить скорость 42 узла (78 км/ч).

Основное вооружение включает 16 противокорабельных ракет Радуга П-15 «Термит» или Х-35У производства корпорации «Тактическое ракетное вооружение», 76-мм артиллерийскую установку и две шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки AK-630. Вьетнамский флот оперирует четырьмя катерами класса «Молния». По данным местных СМИ, во Вьетнаме идет строительство еще двух таких катеров, а в перспективе на вьетнамской судоверфи по лицензии будут построены еще четыре катера.

Вьетнамский ракетный катер проекта 1241 «Молния»

Заключение

Региональные территориальные споры и преступная деятельность на морских просторах вынуждают страны Азиатско-Тихоокеанского региона содержать флоты, способные эффективно вести боевые действия высокой и низкой интенсивности, а также охранять прибрежные воды. Поэтому, было бы удивительно, если бы новые типы ББК, оборудованные для выполнения различных задач, не продолжали поступать на вооружение региональных военно-морских сил в значительных количествах.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

army-news.ru

Боевой катер Википедия

Шведский торпедный катер швед. Norrtälje Ракетный катер на подводных крыльях «Пегасус» (англ. Pegasus) (PHM-1) Ракетный катер на воздушной подушке «Скьольд»

Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже Российской Федерации) собственно боевых катеров нет.[1] Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».

Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны, океанские патрульные корабли (характерны для Великобритании) и им подобные.[2] Общим признаком при этом остается малое водоизмещение.

Западная классификация не делает строгого различия между боевыми катерами и следующим по размеру типом — корветами, — объединяя их в класс легких ударных судов (англ. Fast Attack Craft, или FAC).[3]

История

Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще — маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили для боевого применения. Уже в античных источниках (Диодор Сицилийский, Гомер) есть упоминания о боевом применении катеров. Причём античные авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра неустойчивы, часто были решающим фактором в контроле над морской акваторией. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании 1806—1807 гг, Британский Королевский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике[4] несмотря на разгром датского флота при Копенгагене.[5]

Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под командованием С. О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.

Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох. Причём переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на 2008 г ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах.[6]

Конструкция

Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.

Наиболее известные типы катеров

Собственно боевые катера

Катера специального назначения

Морские суда обеспечения

  • Катера-торпедоловы

Рейдовые суда обеспечения

  • Рейдовые буксиры
  • Суда размагничивания

Катера пограничной охраны

Корабли Береговой охраны (ранее Морские части пограничных войск) Российской Федерации имеют собственную классификацию, в соответствии с которой пограничные корабли однотипные с кораблями ВМФ классифицируются на ранг выше. Так проект 205П «Тарантул» (классификация НАТО «Stenka»), по всем признакам соответствующий катеру, относился к пограничным сторожевым кораблям 3 ранга (ПСКР).

См. также

Примечания

  1. ↑ Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. ↑ Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. ↑ Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. ↑ Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. ↑ Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4
  6. ↑ ФГУП ЦКБ «Алмаз». Каталог проектов http://www.almaz-kb.ru/almaz-100.htm (недоступная ссылка)

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Боевой катер — Википедия. Что такое Боевой катер

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шведский торпедный катер швед. Norrtälje Ракетный катер на подводных крыльях «Пегасус» (англ. Pegasus) (PHM-1) Ракетный катер на воздушной подушке «Скьольд»

Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже Российской Федерации) собственно боевых катеров нет.[1] Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».

Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны, океанские патрульные корабли (характерны для Великобритании) и им подобные.[2] Общим признаком при этом остается малое водоизмещение.

Западная классификация не делает строгого различия между боевыми катерами и следующим по размеру типом — корветами, — объединяя их в класс легких ударных судов (англ. Fast Attack Craft, или FAC).[3]

История

Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще — маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили для боевого применения. Уже в античных источниках (Диодор Сицилийский, Гомер) есть упоминания о боевом применении катеров. Причём античные авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра неустойчивы, часто были решающим фактором в контроле над морской акваторией. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании 1806—1807 гг, Британский Королевский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике[4] несмотря на разгром датского флота при Копенгагене.[5]

Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под командованием С. О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.

Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох. Причём переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на 2008 г ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах.[6]

Конструкция

Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.

Наиболее известные типы катеров

Собственно боевые катера

Катера специального назначения

Морские суда обеспечения

  • Катера-торпедоловы

Рейдовые суда обеспечения

  • Рейдовые буксиры
  • Суда размагничивания

Катера пограничной охраны

Корабли Береговой охраны (ранее Морские части пограничных войск) Российской Федерации имеют собственную классификацию, в соответствии с которой пограничные корабли однотипные с кораблями ВМФ классифицируются на ранг выше. Так проект 205П «Тарантул» (классификация НАТО «Stenka»), по всем признакам соответствующий катеру, относился к пограничным сторожевым кораблям 3 ранга (ПСКР).

См. также

Примечания

  1. ↑ Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. ↑ Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. ↑ Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. ↑ Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. ↑ Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4
  6. ↑ ФГУП ЦКБ «Алмаз». Каталог проектов http://www.almaz-kb.ru/almaz-100.htm (недоступная ссылка)

Литература

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *