Стратегический бомбардировщик российский – ПАК ДА — Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации, Облик Новейшего Стратегического Бомбардировщика, Новости 2018

Содержание

Авиация России. Бомбардировщики России

Многие не раз слышали о танковой мощи России. Бомбардировщики, как ни странно, упоминаются гораздо реже. Но не стоит пренебрегать авиацией, равно как и флотом. Это очень важная составляющая, позволяющая контролировать воздушное пространство государства, защищая его или атакуя врага с воздуха. В данной статье мы с вами как раз и поговорим о стратегических бомбардировщиках и истребителях России, стоящих на вооружении.

Стратегический бомбардировщик

Прежде чем переходить непосредственно к теме, хотелось бы поговорить о том, какая техника относится к классу стратегической, ведь именно она имеет наибольшее значение для современной авиации. Так вот, боевой самолет стратегического назначения предназначен для нанесения ядерных ударов путем сброса бомб или ракет по стратегически важным объектам противника. При этом нельзя путать стратегическую и тактическую военную технику. Последняя используется для уничтожения техники и живой силы врага. Стоит отметить, что в настоящее время только на вооружении двух стран в мире есть стратегические бомбардировщики, это Россия и США. Ну а сейчас перейдем к рассмотрению конкретных моделей.

Ту-160, или «Блэкджек»

Вся авиация получает классификацию НАТО и имя. В данном случае это «Блэкджек». В это же время заводское обозначение – «Объект 70». Такие бомбардировщики России относятся к классу стратегических с крылом изменяемой стреловидности. Данный агрегат был разработан в академии Туполева еще в 1970-х годах и используется до сих пор.

На сегодняшний день это самый большой и мощный самолет такого класса, с изменяемой геометрией крыла и максимальной взлетной массой. Пилоты зачастую называют Ту-160 «белый лебедь». Можно говорить о том, что при разработке бомбардировщика выдвигались жесткие требования, которые необходимо было выполнить. К примеру, суммарная масса боевой нагрузки должна была составлять не менее 45 тонн, а дальность полета — не менее 10-15 тысяч километров. Так как все требования были выполнены, то серийно было выпущено более 25 экземпляров, а также насчитывалось порядка 8 прототипов.

Вкратце о технических характеристиках Ту-160

Как было отмечено немного выше, на самолете установлено крыло изменяемой стреловидности. Минимальный размах составляет 57,7 метра. Самой интересной деталью является силовая установка, которая состоит из 4 двигателей НК-32. Каждый мотор является трехвальным 2-контурным со смещением потоков на выходе. Что касается топливной системы, то она рассчитана на 171 000 литров авиационного топлива (азотированного). При этом для каждого двигателя имеется отдельный бак, но часть топлива отведена на центровку. Возможна дозаправка в воздухе.

Что касается вооружения, то Ту-160 — это бомбардировщики России, которые имеют разрушительную мощь. Изначально агрегат разрабатывался исключительно как носитель крылатых ракет большой дальности. Но в дальнейшем было принято решение несколько расширить номенклатуру боеприпасов. В настоящее время пытаются добавить высокоточные крылатые ракеты большой дальности типа х-555 и х-101.

Дальние бомбардировщики России: Ту-95МС

Данный агрегат получил классификацию НАТО Bear, что в переводе означает «Медведь». Это турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Стоит заметить, что Ту-95 стал настоящим символом Холодной войны, из-за чего и было принято решение глубокой модификации и создания более эффективного и мощного Ту-95МС. Стоит заметить, что бомбардировщик является последним принятым на вооружение во всем мире, следовательно, и самым новым, что немаловажно. Данная авиационная машина пережила просто огромное количество модификаций. Последняя заключалась в возможности поражения важных объектов противника крылатыми ракетами при любых погодных условиях и в любое время суток. Именно Ту-95МС поставил рекорд беспосадочного полета. За 43 часа пара бомбардировщиков пролетела порядка 30 тысяч километров, с четырьмя дозаправками в воздухе.

О вооружении Ту-95МС

Новый бомбардировщик России Ту-95МС имеет суммарную бомбовую нагрузку порядка 12 тонн. Фюзеляжный бомбовой отсек предполагает возможность размещения ядерных свободнопадающих бомб калибром 9 000 килограмм. Помимо этого, Ту-95МС оснащается крылатыми ракетами х-20. Они в основном предназначены для поражения радиоконтрастных целей врага на дистанции от 300 до 600 километров.

Стоит заметить, что многие эксперты говорят о том, что именно Ту-95МС является ключевой, то есть основной частью российской авиации. Самолет оснащается крылатыми ракетами х-55. При этом в различных модификациях ракетоносца размещается от 5 до 10 таких ракет. В некоторых случаях демонтируется устройство для свободного сброса ядерной бомбы, ввиду своей ненадобности. На борту имеется и оборонительное вооружение, которое состоит из 23-миллиметровых авиационных пушек. Их количество изменяется в зависимости от модификации и может быть от 3 до 8 штук.

Новый стратегический бомбардировщик России Ту-22М

«Обратная вспышка», согласно классификации НАТО, или же «изделие 45» — заводское название. Представляет собой сверхзвуковой дальний ракетоносец-бомбардировщик с регулируемой геометрией крыла. Т-22М — последняя модификация Ту-22 — мало чем отличается от Ту-22К. Многие говорят о том, что это был результат политических манипуляций. Так, разработка Ту-22М была начата только для экономии средств. Тем не менее решение оказалось не самым худшим, самолет до сих пор стоит на вооружении России и показывает неплохие результаты.

Сегодня есть масса модификаций Ту-22М, такие как Ту-22М0, Ту-22М1 и Ту-22М2 и М3. Но, несмотря на это, все бомбардировщики России данного класса отличаются между собой несущественно, поэтому и принято говорить о Ту-22М. Хотя нельзя не сказать, что все внесенные модификации никак не улучшили технические характеристики агрегата. К примеру, масса Ту-22М1 была снижена на 3 тонны, за счет чего удалось улучшить аэродинамические характеристики. А Ту-22М2 удалось оснастить более мощными крылатыми ракетами большой дальности.

Немного о вооружении

Любой перспективный бомбардировщик России должен иметь на своем борту эффективное защитное вооружение и мощные ядерные ракеты, которые бы поражали стратегически важные объекты противника. Все это было у Ту-22М3, последней модификации Ту-22М. Суммарная бомбовая нагрузка составляет 24 тонны. При этом на борту могут находиться противокорабельные ракеты, свободнопадающие ядерные бомбы, мины и пара крылатых ракет х-22. Ключевой же особенностью является наличие на борту так называемой СУРО (системы управления ракетного оружия), которая предусматривает наличие 4-х аэробаллистических ракет.

Что касается обороны, то тут предусмотрена дистанционно управляемая кормовая пушечная установка с увеличенным темпом стрельбы (до 4 тыс. выстрелов в минуту) и укороченным блоком стволов. Прицеливание осуществляется с помощью системы «Криптон», а ведение огня может быть переведено в автоматический режим.

Заключение

Мы рассмотрели основные бомбардировщики России. Фото этих машин вы можете просмотреть в данной статье. Стоит заметить, что вся техника стоит на вооружении РФ. Многие вышеперечисленные самолеты дислоцируются на территории России, Украины, Беларуси и других стран бывшего Советского Союза. В настоящее время многие военные базы давно расформированы и брошены, а все, что там осталось, принято называть «самолетным кладбищем». Кроме того, как было отмечено выше, бомбардировщики-ракетоносцы есть только у США и России, но это по официальным данным. В принципе, это все, что можно рассказать об основной тяжелой авиационной технике, которая используется и в ближайшие годы списываться не будет. Многие проекты в настоящее время находятся в разработке, но подробная информация по этому поводу не разглашается. Да и нет смысла говорить о том, что ещё не взлетело в небо.

fb.ru

российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения

Скоро ли доведётся нам подивиться превосходному созданию наших конструкторов, и перспективный авиационный комплекс дальней авиации приобретёт не модельные, а реальные очертания? Его предшественников уже демонстрируют на МАКС-2017 в городе Жуковском, хотя обещали их представление в 2018-м. Конечно, это ещё не тот всеми ожидаемый самолёт, но Ту-160М2 уже впечатлил публику по полной программе. Полёт ПАК ДА в виде первого испытательного экземпляра ожидается только в 2020 годах, но полюбоваться очертаниями «летающего крыла» можно уже теперь, рассмотрев модель, заодно и узнать мнение знатоков о качестве недавно утверждённых для нового комплекса двигателей тягой в 23 тс.

Двигатель

Так называемое «Изделие 80» разрабатывала целая корпорация, и теперь работа с эскизами завершена. Это номерное изделие является проектом двигателя, который понесёт перспективный авиационный комплекс дальней авиации, постоянный предмет разговоров и обсуждений широкой общественности, по большей части от авиации и конструкторских разработок далёкой. Однако волнует появление нового самолёта буквально всех. Наверное, мало людей в России, которые не ожидали бы нетерпеливо, когда же появится перспективный авиационный комплекс дальней авиации, и не следили бы за ходом работ в этом направлении.

Итак, Объединённая двигателестроительная корпорация уведомила общественность, что эскизный проект по данному двигателю принят, и группы конструкторов приступили к разработке рабочей документации этого замечательного самолёта. Заместитель министра обороны после принятия эскизного проекта уведомил прессу, что сроки полной готовности ПАК ДА немного отодвигаются. Впервые его планируют поднять в воздух только через семь-восемь лет, а серийное производство начнётся в 2029-м.

Описание

Стратегический ракетоносец, который разрабатывается КБ «Туполев» для защиты будущего нашей страны, перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет иметь многие преимущества перед всеми существующими на сегодняшний день образцами военной авиации. Ему предстоит брать как можно больше оружия, а вместе с этим оставаться незаметным в небе и уметь пользоваться абсолютно любыми аэродромами.

По лётным характеристикам ПАК ДА — самолет, существенно превосходящий любые бомбардировщики, когда бы то ни было появлявшиеся на свет. Он дольше других сможет барражировать, дежуря в воздухе, взлетать и садиться в любых условиях, у него лучшая грузоподъёмность. А вот требования к скорости полёта даже заместитель министра Юрий Борисов не считает столь уж важными, поскольку авиационные средства поражения получили новые характеристики. Этот пункт его доклада буквально взбудоражил заинтересованную общественность.

Об особенностях нового бомбардировщика

Беседа происходила на Казанском авиационном заводе, куда Ю. Борисов прибыл с рабочим визитом. Повод для этого посещения замечательный — в Казани начали собирать первый обновлённый бомбардировщик Ту-160М2, который, по словам специалистов, является промежуточным звеном между существующей у нас дальней авиацией и тем, что будет из себя представлять перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Вот на этой встрече с работниками завода и прозвучала конкретная информация по поводу создания нового бомбардировщика.

Здесь ещё раз состоится применение новой технологии: наши специалисты научились варить титан, материал сверхпрочный и сверхлёгкий. Фюзеляжи всех Ту-160 изготавливались с использованием этого метода, который всё ещё дорабатывается. Если не научимся ещё лучше управляться с титаном, не видать нам такого летающего монстра, каким задуман перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА).

Внешний вид

Сама схема этого самолёта — летающее крыло — для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА — самолет-двойник американского Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша «летучая мышь» будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика — тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. Юрий Борисов подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов — Ту-95.

«Небесный тихоход»

Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.

ПАК ДА («Туполев») будет нести дальнобойные крылатые ракеты — абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна — новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, пятого поколения истребитель, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.

Когда?

Когда в промышленное производство пойдёт наш новый самолет ПАК ДА шестого поколения? В военном ведомстве уверены, что не так скоро, поскольку сначала на поток будет поставлен восстановленный Ту-160 в его новом облике. Это Ту-160М2, и перед авиапромышленностью стоит задача повторного в дальнейшем использования и технологических подходов, и оборудования, чтобы не платить два раза за разработку и производство. А информация о Ту-160М2 уже официально дана на МАКС-2017: производство начато, а на вооружение в ВС РФ он поступит в 2021 году. Планируемому на Ту-160М2 бортовому радиоэлектронному оборудованию нужно будет максимально перекочевать на стратегический бомбардировщик ПАК ДА. Только корпус и двигатели будут другими. Проект поэтому удешевляется насколько это возможно.

Американцы, разрабатывая свой бомбардировщик Next Generation Bomber в девяностых годах, конечной датой производства называют 2035 год. ПАК ДА начал разрабатываться в 2008-м, и стахановскими темпы его создания явно не будут. Во-первых, потому, что пока нет такой войны, где он был бы насущной необходимостью, а во-вторых, цена этого проекта поистине гигантская. Пока что её оценивают в тридцать пять миллиардов долларов. В США только на конструкторские работы потратили десять, а сколько придётся вложить в целом, даже приблизительно не знают. Поэтому и не спешат ни у нас, ни у них. И военные уверены, что пока не взлетит Next Generation Bomber, и наш ПАК ДА повременит с появлением.

Характеристики

Размеры нового бомбардировщика будут внушительными: взлётная масса на максимуме составит 110 тонн. К примеру, у Ту-160 этот параметр 275 тонн, из которых только топливо весит 148. Дальность действия ПАК ДА, обозначенная в техзадании, двенадцать с половиной тысяч километров, а масса полезной нагрузки тридцать тонн. Это мало. Ту-160 поднимает сорок одну тонну ракет и бомб, а вот B-2 Spirit — всего двадцать две.

Главнокомандующий ВКС РФ объяснил, что в данном комплексе будет главным не самолёт, а его оснащение. Комплекс понесёт ракеты с дальностью до семи тысяч километров, которые сами решают, куда, когда, на какой высоте и с какой скоростью лететь. Самолёт — только средство доставки в зону, где состоится пуск. Кроме того, ПАК ДА понесёт не только стратегические ракеты, но и другое оружие — высокоточное, а детали, касающиеся его характеристик, пока не разглашаются.

Знакомое и новое

Двигатели для нового бомбардировщика разрабатывались в Самаре компанией «Кузнецов». Базовым послужил двигатель НК-32, тот самый, что установлен на наших стратегических бомбардировщиках Ту-160. Приедприятия концерна КРЭТ уже разрабатывают авионику для ПАК ДА. По генеральному соглашению с авиастроителями создаётся унифицированный борт. В конструкторских работах КРЭТ тоже участвует.

Как уже говорилось, технологии будут применяться и опробованные, и совсем новые. Некоторые приборы и системы заимствуются из последних разработок, показавших самую высокую эффективность и надёжность. Совершенно новыми будут прицельная навигация во всём комплексе, средства связи, средства разведки, а также средства радиоэлектронной борьбы.

Говорят эксперты

Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией — будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.

Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. Гиперзвуковые самолёты обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения — Т-50, а кабина будет выполнена в стиле «человека — компьютерного интерфейса» (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа — автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии «стелс» вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное — ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе — специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

fb.ru

Стратегическая авиация России. Боевой состав российской авиации

Греческое слово «стратегия» выражает понятие об осмысленном плане достижения главной цели. В военном аспекте это означает направленную последовательность действий с целью одержания победы в вооруженном конфликте в целом, без детализации и конкретизации отдельных этапов. Для выполнения этой задачи современные вооруженные силы некоторых стран обладают особыми средствами. К ним относятся специальные резервы, ракетные силы, атомный подводный флот и стратегическая авиация. ВВС России в своем составе имеют два типа бомбардировщиков дальнего действия, способных наносить удары по удаленным объектам практически в любой точке Земного шара.

Краткая история отечественной стратегической авиации

Впервые в мире стратегические бомбардировщики появились в Российской империи. Требование к этому классу аэропланов состояли в способности донести до цели достаточно большое количество боеприпасов и нанести экономике и промышленности враждебной страны значительный урон.

60 бомбовозов типа «Илья Муромец», составлявших особую воздушную эскадру, оставаясь неуязвимыми, представляли для городов и заводов Австро-Венгрии и Германии серьезную опасность на протяжении всей Первой мировой войны, в течение которой была потеряна всего один самолет этого типа.

Революция и Гражданская война отбросили назад развитие авиапрома. Школа самолетостроения была утеряна, конструктор «Муромца» Сикорский эмигрировал из страны, а оставшиеся экземпляры первого в мире дальнего бомбардировщика бесславно погибли. У новых властей были другие заботы, в их планы не входила оборона. Большевики мечтали о мировой революции.

Самолет для обороны

Стратегическая авиация России по своей концепции являлась оружием оборонительным, так как захват разрушенной промышленной базы, как правило, не входит в планы агрессора. В предвоенные годы в СССР был создан уникальный бомбардировщик ТБ-7, превосходящий лучший на тот момент образец этого класса Б-17 «Летающая крепость». Именно на таком самолета В. М. Молотов посетил в 1941 году Великобританию, беспрепятственно преодолев воздушное пространство фашистской Германии. Однако серийно это чудо техники не производилось.

После войны в СССР был полностью скопирован американский Б-29 (Ту-4), необходимость в таком типе самолета стала насущной после возникновения ядерной угрозы, а времени на разработку собственной конструкции не хватало. Однако с появлением реактивных перехватчиков морально устарел и этот бомбардировщик. Требовались новые решения, и они были найдены.

Ракета или самолет?

Наряду с атомными подводными ракетоносцами и межконтинентальными баллистическими ракетами, задачу противодействия глобальным угрозам решает и стратегическая авиация. Ядерное вооружение России по классу носителей делится на эти три составляющие, образующие своеобразную триаду. После появления достаточно совершенных МБР в 50-е годы у советского руководства возникли определенные иллюзии по поводу универсальности этого средства доставки, но проектные работы, начатые еще при Сталине, все решили не сворачивать.

Главным стимулом для продолжения изысканий в области построения тяжелой машины с большим радиусом действия послужило принятие на вооружение ВВС США в 1956 году бомбардировщика Б-52, обладавшего дозвуковой скоростью и большой боевой нагрузкой. Симметричным ответом стал Ту-95, четырехмоторный самолет со стреловидным крылом. Как показало время, решение о развитии этого проекта было правильным.

Ту-95 против Б-52

После распада СССР стратегический носитель ядерного оружия Ту-95 вошел в боевой состав российской авиации. Несмотря на почтенный возраст, эта машина продолжает службу в качестве ракетоносца. Большая, мощная и прочная конструкция позволяет использовать ее, как пусковую установку воздушного базирования, как и заокеанский аналог Б-52. Оба самолета поступили на вооружение почти одновременно и имеют примерно сходные технические характеристики. И Ту-95, и Б-52 в свое время дорого обошлись государствам, однако спроектированы и сделаны были на совесть, поэтому отличаются очень длительным моторесурсом. Объемные бомбовые отсеки вмещают крылатые ракеты (Х-55), которые могут стартовать с борта, что создает условия для нанесения ядерного удара без пересечения границы атакуемой страны.

После модернизации Ту-95МС и демонтажа сбрасывающих механизмов для свободнопадающих боеприпасов фактически дальняя авиация РФ получила новый стратегический самолет, оснащенный современным навигационным оборудованием и системами наведения.

Ракетные базы воздушного базирования

Кроме США, во всем мире только у Российской Федерации есть парк дальних бомбардировщиков. После 1991 года он фактически бездействовал, у государства не хватало средств на поддержание технической боеготовности и даже на горючее. Только в 2007 году Россия возобновила полеты стратегической авиации над самыми разными регионами планеты, в том числе и вдоль американских побережий. Ракетоносцы Ту-95 проводят беспосадочно в воздухе почти по двое суток, производят дозаправку и возвращаются на авиабазу, демонстрируя возможность в случае ядерного конфликта внести свой вклад в удар глобального возмездия. Но не только эти машины могут выполнять задачу сдерживания. Есть еще и сверхзвуковая стратегическая авиация России.

Не стреляйте в «белых лебедей», это бесполезно

Принятие на вооружение ВВС США широко анонсированного еще в семидесятые годы стратегического сверхзвукового бомбардировщика Б-1 не могло остаться незамеченным советским руководством. В начале восьмидесятых советский воздушный флот пополнился новым самолетом, Ту-160. После распада СССР стратегическая авиация России унаследовала их большую часть, за исключением разрезанных на металлолом на Украине десяти штук и одного «Белого лебедя», ставшего экспонатом музея в Полтаве. По своим техническим и летным характеристикам этот бомбардировщик-ракетоносец представляет собой образец нового поколения, он имеет изменяемую стреловидность крыла, четыре реактивных двигателя, стратосферный потолок (21 тысяч метров) и значительно большую, чем у Ту-95, боевую нагрузку (45 тонн против 11). Главное преимущество «Белого лебедя» — сверхзвуковая скорость (до 2200 км/ч). Радиус боевого применения позволяет достигать американского континента. Перехват самолета с такими параметрами специалистам представляется проблематичной задачей.

Условно стратегический Ту-22

Структура стратегической авиации в СССР и России имеет много общего. Самолетный парк унаследован, он может служить еще долго, но в основном состоит из двух типов машин — Ту-95 и Ту-160. Но есть еще один бомбардировщик, который не в полной мере соответствует стратегической задаче, хотя может внести решающий вклад в результат глобального конфликта. Ту-22М не считается тяжелым и относится к классу средних, он развивает сверхзвуковую скорость и может нести большое количество крылатых ракет. Этот самолет не имеет характерной для межконтинентальных бомбардировщиков дальности полета, поэтому считается условно стратегическим. Он предназначен для нанесения ударов по базам и плацдармам вероятного противника, расположенным в Азии и Европе.

Будут ли новые стратегические бомбардировщики?

Стратегическая авиация России в настоящее время состоит из десятков машин трех основных типов (Ту-160, Ту-95 и Ту-22). Все они уже не новые, немалое время провели в воздухе и, возможно, кому-то может показаться, что эти машины нуждаются в замене. Журналисты, далекие от военных вопросов, порой называют «Медведя» Ту-95 реликтовой машиной. Следует, однако, рассматривать любое явление в сравнении. Американцы на слом свои Б-52 отправлять пока не собираются, на них летают иногда внуки первых пилотов, их освоивших, однако этих воздушных исполинов рухлядью никто не обзывает. Новых типов стратегических бомбардировщиков наши вероятные противники пока строить, насколько известно, не планируют, считая их, возможно, быстро стареющим морально классом техники. Скорее всего, и российская сторона не будет инициатором нового витка гонки вооружений.

fb.ru

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС | Военное оружие и армии Мира

Если символами дальней авиации в советское время были Ту-95М и КМ, то ВВС России их место занял Ту-95МС, оснащенный принципиально новой системой вооружения — крылатыми ракетами большой дальности Х-55.

Разнообразие самолетов, созданных на основе изначального Ту-95, не перестает поражать. Сначала состоялось превращение бомбардировщика в ракетоносец, чуть позже перевоплощение в сверхдальний и вместительный пассажирский лайнер Ту-114, послуживший в свою очередь базой для самолета ДРЛО Ту-126, а затем появился дальний разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ. Наконец, по заказу ВМФ на основе 95РЦ в середине 1960-х началось создание принципиально нового дальнего противолодочного самолета Ту-142; его первые серийные экземпляры начали поступать в морскую авиацию в 1972 году. Разработку отечественной малогабаритной крылатой ракеты начали и в МКБ «Радуга» (г. Дубна). Стало ясно, что в качестве носителя для новой системы вооружения разумнее создать новый самолет, нежели проводить очередную (для некоторых экземпляров третью по счету) переделку старых Ту-95К. Новый ракетоносец было решено создать на основе Ту-142М — причиной стали внедренные на нем важные отличия, когда базовый Ту-95РЦ адаптировали для решения совсем иных задач.

РАЗРАБОТКА

В июле 1977 года на Таганрогском авиазаводе, выпускавшем Ту-142М, началось переоборудование одного из этих самолетов в прототип нового ракетоносца Ту-95М-55.31 июля 1978 года он совершил первый полет, а на летно-испытательной и доводочной базе ОКБ Туполева переоборудовали второй Ту-142М уже с полноценным комплексом вооружения. По сравнению с другими проектами семейства (Ту-142, Ту-95К-22), Ту-95МС прошел путь от прототипа до сдачи заказчику необычайно быстро; уже в 1981 году его запустили в серию на Таганрогском авиазаводе.

ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ

Изменения в большей или меньшей степени коснулись практически всех элементов планера, двигателей и оборудования. Переднюю гермокабину удлинили на 2 м, а обводы фюзеляжа в районе кабины немного расширили. Интерьер и оборудование кабины изменилось кардинально — большое внимание наконец-то было уделено удобству и комфорту работы экипажа во время многочасовых (даже без дозаправки продолжительность может достигать 12 часов) полетов. Изменилось остекление кабины, заметно улучшившее обзор. С этой же целью штанга дозаправки отклонена вниз на 3°.

Крыло, по сравнению с первыми Ту-95, было переработано как в отношении аэродинамики, так и конструкции — использованы новые профили с повышением несущей способности к концам консолей для сохранения эффективности элеронов, доработаны закрылки, вместо мягких топливных баков сделаны отсеки-кессоны. Площадь крыла немного увеличилась. Стабилизатор сделан переставным, что позволило производить автоматическую балансировку самолета при изменении положения центра тяжести (в первую очередь — по мере выработки топлива). Площади рулей высоты и направления увеличены. По всем трем каналам управления (курс, тангаж, крен) применены необратимые гидроусилители-бустеры. В корневой части киля появилась вспомогательная силовая установка, упростившая запуск двигателей (обеспечившая возможность обходиться без аэродромной спецтехники). Самолет получил новую модификацию двигателей — НК-12МП, мотогондолы для них также изменились по сравнению с машинами первого поколения.

ВООРУЖЕНИЕ

Состав прицельно-навигационного комплекса тоже изменился. Главным отличием стала РЛС «Обзор», несколько более компактная и с гораздо большими возможностями, чем старая «ЯД». Шесть малогабаритных крылатых ракет Х-55 размещались внутри фюзеляжа, а в варианте Ту-95МС-16 еще 10 ракет подвешивались на наружных узлах под крылом. После подписания договора об ограничении ядерных сил все МС-16 переоборудовали в МС-6.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЧЕХАРДА

В судьбе семейства Ту-95/142 случилось несколько резких и даже абсурдных зигзагов — самолет, начавший жизнь как бомбардировщик, стал ракетоносцем, после чего выпуск Ту-95 был прекращен из-за запуска в серию дальнего самолета ПЛО Ту-142. И лишь на базе последнего, спустя 10 лет, создали лучший вариант ракетоносца. Такие же метания происходили в отношении серийного выпуска — первые Ту-142 строили в Куйбышеве, где и все предыдущие самолеты семейства. Однако в 1973 году производство прекращают и передают в Таганрог, который на тот момент (после завершения серии Бе-12) оказался без заказов.

Это означало необходимость сделать полный комплект новой оснастки (а для такого огромного самолета это требует немалых ресурсов) и освоение выпуска рабочими и ИТР. Там же, что было логичным, начали и выпуск конструктивно близкого Ту-95МС. Но последним актом в этой чехарде стала передача производства 95МС обратно в Куйбышев в 1983 году.

ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Благодаря радикальной переработке, и особенно на фоне машин первого поколения, Ту-95МС выглядел очень выигрышно во всех отношениях и заслужил самую горячую любовь как летных, так и наземных экипажей. Возможность атаковать цели не приближаясь к зоне действия наземной системы ПВО означает многократное увеличение шансов не только на успешный пуск ракет и выполнение боевой задачи, но и на благополучное возвращение экипажей домой. Оснащенные Ту-95МС полки заступили на боевое дежурство с целью выполнения обычных для дальней авиации задач — ударов по объектам на территории противника, а не охоты за авианосцами в океане.

ПОСЛЕ 1991 ГОДА

События 1991 года оставили глубокий след в судьбе Ту-95 — в 1992 году выпустили последний самолет. Перед Россией, ставшей преемницей СССР, встала непростая задача строительства стратегических сил — из четырех тяжелых бомбардировочных авиационных полков, вооруженных 95МС, один оказался на Украине, а два в Казахстане. Если два семипалатинских полка удалось перебазировать в Россию, то в Узине Украина перевела самолеты под свой контроль, хотя использовать их не имела возможности. В результате к концу 1990-х самолеты были сняты с вооружения; из 23 узинских самолетов три вернулись в Россию в счет оплаты долга за газ, а остальные были уничтожены или отправлены в музеи.

В настоящее время три полка (два в Серышево в Амурской области и один в Энгельсе близ Саратова) российской Дальней авиации вооружены Ту-95МС, которые регулярно осуществляют полеты в нейтральном пространстве, к северо-западу, северу и востоку от границ РФ.

САМОЛЕТ ТУ-95МС: ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ

Конструктивно Ту-95МС представляет моноплан с верхнерасположенным стреловидным крылом, стреловидным горизонтальным и вертикальным хвостовым оперением, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями.

КОНСТРУКЦИЯ

Фюзеляж — полумонокок круглого сечения — технологически делится на шесть частей, из них 2-я и 6-я — передняя и задняя гермокабины. Центроплан крыла конструктивно представляет одно целое с фюзеляжем.

Крыло трехлонжеронное, кессонной конструкции, имеет стреловидность 35° по линии 1/4 хорд и состоит из центроплана и двух консолей. Крыло оснащено двухсекционными (слева и справа от внутренних двигателей) двухщелевыми закрылками. Для упорядочивания обтекания на верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни (по три с каждой стороны). Стабилизатор переставной, изменение угла установки происходит электроприводом.

Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12МП (дальнейшее развитие НК-12MB) взлетной мощностью 15 000 э. л. с. с 14-ступенчатым осевым компрессором и 5-ступенчатой турбиной. Для реализации этой колоссальной мощности в КБ-150 под руководством К. Жданова (г. Ступино) создали соосные винты АВ-60К диаметром 5,6 м. Каждый винт состоит из двух 4-лопастных винтов изменяемого шага, вращающихся в противоположных направлениях (передний — по часовой стрелке).

Передача мощности от турбины к винту происходит через дифференциальный однорядный редуктор. В полете изменение мощности двигателя вызывает изменение шага винта, и за счет этого обороты двигателя на всех режимах остаются примерно одинаковыми — около 8300 об/мин. НК-12 был создан в конце 1940-х — начале 1950-х годов в КБ Н. Кузнецова (г. Куйбышев, сейчас Самара) на основе разработок немецких конструкторов и при непосредственном участии немецких инженеров, вывезенных в СССР. С момента появления НК-12 остается самым мощным ТВД в мире.

Ударное вооружение состоит из шести малогабаритных крылатых ракет Х-55, размещенных в отсеке вооружения на многопозиционной катапультной установке. Эта установка с ракетами подобна барабану револьвера с патронами и после каждого «выстрела» так же поворачивается на 60°, приводя в готовность следующую ракету. До момента пуска крыло, хвостовое оперение и даже двигатель ракеты сложены, и только после катапультирования от самолета все эти элементы разворачиваются в потоке воздуха, занимая рабочее положение.

Система навигации и наведения ракеты использует, помимо традиционной инерциальной системы, данные от высотомера, которые сравниваются с эталонной (загруженной в память перед пуском) картой рельефа, и при различиях проводит коррекцию курса. Такая комбинированная система обеспечивает исключительную точность — даже при пуске на дальность 2000 км Х-55 гарантированно имеет отклонение не более 100 м, а при благоприятных условиях — даже 20-30 м. В связи с этим мощность и, соответственно, размеры и вес боевой части удалось сделать гораздо меньше, чем у предшественницы, Х-20 — ее точность зачастую не обеспечивала даже попадание в квадрат 8 х 8 км (!), и оттого мощность БЧ пришлось довести до трех мегатонн. Х-55 благодаря малым размерам, высокой скорости (более 900 км/ч) и малой высоте полета (50-100 м) представляет чрезвычайно трудную цель для системы ПВО. В конце 1980-х годов появился вариант Х-55СМ с увеличенной до 3000 км дальностью за счет дополнительного топлива, размещенного в конформных топливных баках.

Оборонительное вооружение включает традиционную для тяжелых советских самолетов кормовую пушечную установку — на первых самолетах устанавливали пару пушек АМ-23, а на остальных — двуствольные ГШ-23 калибра 23 мм. Первое поколение Ту-95 всерьез полагалось на защиту от истребителей при помощи пушек в трех стрелковых башнях. На Ту-95МС две из них (сверху и снизу фюзеляжа) исчезли, а оставшаяся предполагает использование прежде всего не для стрельбы по самим перехватчикам, а для постановки (при помощи специальных противорадиолокационных и противоинфракрасных снарядов) обширных помех его ракетам. Ту-95МС в большей степени для защиты от средств ПВО полагается не на кормовую «артиллерию», а на бортовой комплекс обороны, включающий датчики обнаружения облучения, анализа этих сигналов и применения соответствующих помех.

Шасси убираемое, имеет переднюю и две основные стойки. Передняя стойка управляемая, оснащена парой нетормозных колес и убирается гидравлически в нишу под кабиной. Основные стойки имеют 4-колесные тележки с тормозными колесами, убираются электрически в задние части гондол внутренних двигателей.

Экипаж состоит из семи человек, размещенных в двух гермокабинах. В передней расположены рабочие места командира корабля (левый пилот), помощника командира корабля (правый пилот), штурмана-навигатора, штурмана-оператора систем вооружения, бортинженера и оператора бортовых систем связи. В задней находится оператор кормовых огневых установок (кормовой стрелок). Катапультных сидений в Ту-95 не предусмотрено, и аварийное покидание самолета происходит через входные люки (в передней кабине люк расположен в нише передней стойки шасси).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТУ-95МС-6

  • Тип: 4-двигательный стратегический ракетоносец
  • Экипаж, чел.: 7
  • Двигатели: ТВД Кузнецов НК-12МП мощностью 4 x 11 185 кВт
  • Размеры, м:
    — длина: 49,1
    — размах крыла: 50,04
  • Вес, кг:
    — пустого самолета: 98 500
    — максимальный взлетный: 185 000
  • Технические характеристики:
    — максимальная скорость, км/ч: 830 (на высоте 10 км)
    — потолок, км: более 12
    — дальность, км: 10 500 (без дозаправки)
    Вооружение: две 2-ствольные 23-мм пушки ГШ-23 в кормовой башенной установке 6 крылатых ракет Х-55 на внутренней подвеске