«Уран-9» боевой робот — ТТХ (тактико-технические характеристики) фото и описание
В 2016 году компания «Рособоронэкспорт» начнет продвижение на внешний рынок боевого многофункционального робототехнического комплекса «Уран-9». Об этом говорится в пресс-релизе компании, полученном «Лентой.ру». Вооруженный автоматической пушкой, пулеметом и управляемыми ракетами гусеничный робот предназначен для локальных войсковых и антитеррористических операций. Состав вооружения робота может изменяться в зависимости от требований заказчика. «Базовый набор» включает в себя 30-миллиметровую автоматическую пушку 2А72, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет и четыре управляемые ракеты «Атака» с разными типами головных частей.
Боевые роботизированные комплексы «Уран-9», не имеющие аналогов в мире — это настоящие солдаты будущего. Журналисты телеканала «Звезда» стали первыми, кому военные показали новейшую разработку, которая скоро начнет поступать в войска, — боевого робота «Уран-9». Этой уникальной машине посвящен новый выпуск программы «Военная приемка». До этого боевые роботы такого класса в российской армии были экспериментальными. Испытания «Урана-9» уже завершены, и он поступает на службу.
Государственные испытания боевого многофункционального робота «Уран-9″ начнутся в ближайшее время, сообщил РИА Новости начальник Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники (ГНИИЦ РТ) Минобороны России полковник Сергей Попов. «Предварительные испытания по «Урану-9″ проведены, показали соответствие характеристикам. Сейчас проводится материально-техническая приемка данного изделия, и в ближайшее время, уже в текущем году, начнутся государственные испытания», — сказал Попов в ходе форума «Армия-2016″. Государственные испытания предшествуют принятию образцов вооружения на снабжение армии.
На Международном военно-техническом форуме «Армия — 2016» в парке «Патриот» (Кубина) ОАО «766 Управление производственно-технологической комплектации» представило боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9». Комплекс предназначен для повышения эффективности выполнения задач и снижения потерь личного состава подразделений при ведении боевых действий, в том числе на урбанизированной местности и в городских условиях, а также выполнения контртеррористических операций ВТС «БАСТИОН»
Испытания боевого робототехнического комплекса «Уран-9″ находятся на завершающей стадии, сообщает телеканал «Звезда». «Новейший беспилотный боевой комплекс «Уран-9″ завершает испытания в Подмосковье», — говорится в материале, размещенном на сайте телеканала. На кадрах репортажа канала видно, как робот проходит поражает мишени задействуя 7,62-мм пулемет и 30-мм пушку. Боевой робототехнический комплекс «Уран-9″ разрабатывается ОАО «766 управление производственно-технологической комплектации» («766 УПТК»). Робот предназначен для ведения разведки, огневой поддержки и уничтожения танков. «Уран-9″ способен поражать цели на расстоянии до 5 тыс. метров в дневное время и 3 тыс. метров ночью. На вооружении 12-тонного комплекса стоит 30-мм автоматическая пушка 2А72, 7,62-мм пулемет, реактивные огнеметы «Шмель-М» и комплекс управляемого вооружения «Атака» с противотанковыми ракетами. Ранее начальник Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий Минобороны РФ Александр Миронов сообщил «Интерфаксу», что в июле этого года состоится сравнительный тест боевых роботов «Уран-9″, «Соратник» и «Нерехта», после которого будет принято решение о принятии их на вооружение. «Пока государственные испытания ни один не прошел. Каждая фирма говорит, что у нее робот лучше, и цель испытаний — посмотреть на самом деле, что лучше», — сказал А.Миронов.
«Уран-9″ предназначен для дистанционной разведки и огневой поддержки общевойсковых, разведывательных и антитеррористических подразделений. В его состав входят два робота разведки и огневой поддержки, тягач для их транспортировки и подвижный пункт управления. Вооружение роботов разведки и огневой поддержки включает 30-мм автоматическую пушку 2А72 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет, противотанковые управляемые ракеты «Атака». Состав вооружения может варьироваться в зависимости от требований заказчика. Роботы оснащены системой предупреждения о лазерном облучении и оборудованием для обнаружения, распознавания и сопровождения целей. По оценке специалистов «Рособоронэкспорта», «Уран-9″ будет особенно полезен при проведении локальных войсковых и антитеррористических операций, в том числе в населенных пунктах. Его применение позволит существенно снизить потери среди личного состава. На Международном военно-техническом форуме «Армия — 2016» в парке «Патриот» (Кубина) ОАО «766 Управление производственно-технологической комплектации» представило боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9».
Тактико-технические характеристики «Уран-9»:
- Масса в снаряженном состоянии — не более 10000 кг
- Габариты — 5120x2528x2500 мм.
- Удельное давление на грунт — 0,6 кг/см
- Максимальная скорость движения по шоссе — 35 км/ч
- Тип силовой установки — дизель-электрическая
- Тип трансмиссии — электрическая
- Режимы движения РРОП — автоматическое следование по запраграмированному маршруту с автоматическим объездом препятствий, следование по маршруту при ручном управлении оператором ППУ, передвижение при управлении с переносного пульта, автоматическое движение в колонне
- Максимальная удаленность одного РРОП от ППУ — до 3 км
- Максимальная удаленность РРОП от РРОП — до 1 км
- Система предупреждения о лазерном излучении
- Дальность обнаружения цели днем типа танк — не более 6 км
- Дальность обнаружения цели ночью типа танк — не более 3 км
Состав вооружения:
- КУВ «АТАКА»
- 30 мм автоматическая пушка 2А72
- Пулемет 7.62 мм ПКТМ
- РПО ПДМ-А «Шмель-М» и/или РПО-А, РПО-Д, РПО-3
- Система постановки дымовых завес МГИФ.77192
huntsmanblog.ru
КОМПЛЕКС «УРАН-9″ BATTLE MULTI ROBOTIC SYSTEM «URAN-9″ 31.12.2015 В 2016 году компания «Рособоронэкспорт» начнет продвижение на внешний рынок боевого многофункционального робототехнического комплекса «Уран-9». Об этом говорится в пресс-релизе компании, полученном «Лентой.ру». Вооруженный автоматической пушкой, пулеметом и управляемыми ракетами гусеничный робот предназначен для локальных войсковых и антитеррористических операций. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УНИКАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ БОЕВОЙ РОБОТ В ДЕЙСТВИИ — ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ КАДРЫ РИА Новости 16.10.2016 На Международном военно-техническом форуме «Армия — 2016» в парке «Патриот» (Кубина) ОАО «766 Управление производственно-технологической комплектации» представило боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9». БОЕВОЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «УРАН-9» НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2016» Испытания боевого робототехнического комплекса «Уран-9″ находятся на завершающей стадии, сообщает телеканал «Звезда». «Новейший беспилотный боевой комплекс «Уран-9″ завершает испытания в Подмосковье», — говорится в материале, размещенном на сайте телеканала. На кадрах репортажа канала видно, как робот проходит поражает мишени задействуя 7,62-мм пулемет и 30-мм пушку. Боевой робототехнический комплекс «Уран-9″ разрабатывается ОАО «766 управление производственно-технологической комплектации» («766 УПТК»). Робот предназначен для ведения разведки, огневой поддержки и уничтожения танков. «Уран-9″ способен поражать цели на расстоянии до 5 тыс. метров в дневное время и 3 тыс. метров ночью. На вооружении 12-тонного комплекса стоит 30-мм автоматическая пушка 2А72, 7,62-мм пулемет, реактивные огнеметы «Шмель-М» и комплекс управляемого вооружения «Атака» с противотанковыми ракетами. Ранее начальник Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий Минобороны РФ Александр Миронов сообщил «Интерфаксу», что в июле этого года состоится сравнительный тест боевых роботов «Уран-9″, «Соратник» и «Нерехта», после которого будет принято решение о принятии их на вооружение. ИНТЕРФАКС 06.02.2018 08.05.2018 ПАРАД ПОБЕДЫ 2018 ГОДА ВОЙНА В СИРИИ ВОЙНА В СИРИИ
РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «УРАН-9″ «Уран-9″ предназначен для дистанционной разведки и огневой поддержки общевойсковых, разведывательных и антитеррористических подразделений. В его состав входят два робота разведки и огневой поддержки, тягач для их транспортировки и подвижный пункт управления. На Международном военно-техническом форуме «Армия — 2016» в парке «Патриот» (Кубина) ОАО «766 Управление производственно-технологической комплектации» представило боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9». ХАРАКТЕРИСТИКИ: •Масса в снаряженном состоянии — не более 10000 кг СОСТАВ ВООРУЖЕНИЯ: Источники: ВТС «БАСТИОН», www.roe.ru, Российская газета и др. 766 УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ |
bastion-karpenko.ru
Шукач | Змиевской радиотехнический комплекс «Уран-1»
Оценка: +10 / 2 участники / 2 рекомендации / (+0) (-0) качество
Змиевской радиотехнический комплекс «Уран-1».
С 1974 г. С.Я. Брауде организует работу над новым смелым проектом – созданием системы интерферометров дека метрового диапазона (для частот 10-25 МГц) получивших название УРАН (Украинский радиоинтерферометр Академии Наук).
Полностью введённая в эксплуатацию к 1993 году система состоит из пяти радиотелескопов, расположенных на территории Украины.
Базовым астрономическим инструментом является телескоп УТР-2, остальные четыре инструмента (с эффективной площадью примерно в десять раз меньшей, чем УТР-2) образуют с базовой антенной четыре интерферометра.
Антенна «УРАН-1» расположена рядом с с.Пролетарское (Змиевском р-не) (в 43 км от УТР-2), «УРАН-2» – вблизи г. Полтавы (в 176 км от УТР-2), «УРАН-3» – вблизи г. Шацка Волынской обрасти (в 956 км от УТР-2) и «УРАН-4» – вблизи г. Одессы (в 592 км от УТР-2).
Интерферометрические наблюдения на системе УРАН позволяют получать в декаметровом диапазоне рекордное угловое разрешение – около одной угловой секунды (при базе порядка 1000 км), что необходимо для изучения как протяженных, так и компактных радиоисточников.
Сверхдлинная база интерферометра обеспечивается расположением отдельных телескопов в наиболее друг от друга удалённых точках страны, при этом максимальное расстояние между телескопами составляет более 950 км.
Система радиотелескопов УТР и УРАН, с момента создания и по сей день, является наибольшим и наиболее эффективным в мире инструментом для исследования космического радиоизлучения в наиболее длинноволновой (декаметровой) части электромагнитного спектра, доступного для наблюдений с поверхности Земли…
Змиевской радиотехнический комплекс «Уран-1» в настоящее время принадлежит Институту ионосферы НАН и МОН Украины созданному на базе работающей с 1963 г. научно-исследовательской лаборатории кафедры «Радиоэлектроника» Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».
В состав Ионосферной обсерватории входят:
— радар некогерентного рассеяния метрового диапазона с неподвижной антенной вертикального излучения диаметром 100 м;
— радар некогерентного рассеяния метрового диапазона с полноповоротной антенной диаметром 25 м;
— нагревной стенд декаметрового диапазона 300×300 м; (для разогрева облучаемого участка ионосферы до состояния плазмы)
— ионозонды вертикального и наклонного зондирования.
То есть мы видим, что УРАН-1 и очевидно все другие «Ураны» тоже, это по своему оборудованию и назначению есть полный аналог российского радиотехнического комплекса «СУРА» о котором было рассказано в предыдущей части этой работы.
Но обладающие как более современные устройства, лучшими техническими характеристиками и дополнительными возможностями исследования ионосферы!
Ведь Харьковский радар является единственным и наиболее информативным источником сведений о поведении основных параметров ионосферной плазмы в средних широтах центрально-европейского региона.
Радар в зависимости от режимов работы позволяет получать следующие параметры ионосферы:
концентрацию электронов,
температуры электронов и ионов, вертикальную составляющую скорости переноса плазмы, а также сведения об относительном ионном составе.
Диапазон исследуемых высот составляет 100 – 1500 км.
Данные радара успешно использовались для анализа процессов в ионосфере не только в спокойных условиях, но и во время редких событий – сильных магнитных бурь, затмений Солнца, стартов космических аппаратов!
Результаты исследований могут быть использованы при решении ряда прикладных задач (наземная и космическая радиосвязь, загоризонтная радиолокация, прогнозирование погоды, землетрясений и др к примеру изменение погоды и вызова тех же землетрясений).
Автор: Бровко Владимир, источник текста
www.shukach.com
Робототехнический комплекс разминирования «Уран-6» (12 фото)
Автор: nlo-mir Технологии 6
Практическое применение робота-сапера Уран-6 в Чеченской республике.
Робототехнический комплекс разминирования «Уран-6» предназначен для обезвреживания мин и других боеприпасов, установленных противником или оставшихся на местности после боев.
Комплекс разминирования «Уран-6» представляет собой легкую бронемашину с дистанционным управлением и системами разминирования. В зависимости от используемого трального оборудования машина весит 6-7 тонн. Двигатель обеспечивает удельную мощность до 32 л.с./т. Гусеничная машина высотой около 1,4 м способна преодолевать стенку высотой до 1,2 м.
Управление машиной «Уран-6» осуществляется по радиоканалу при помощи пульта. Оператор комплекса располагается на безопасном расстоянии и может работать на удалении до 1000 м от машины. Кроме того, машина разминирования способна выдерживать подрыв до 60 кг тротила.
Оборудование комплекса позволяет производить обнаружение опасных предметов, а затем определять их тип. Таким образом, в зависимости от типа обнаруженного боеприпаса оператор комплекса может выбрать наиболее эффективный и безопасный способ обезвреживания.
Сравнительно малые габариты и вес робототехнического комплекса «Уран-6» обеспечивают ему высокую мобильность. При необходимости машина, пульт управления и другие элементы комплекса могут транспортироваться как автомобильным транспортом, так и железной дорогой, морским транспортом или авиацией.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Реферат Уран (ПКР)
скачатьРеферат на тему:
План:
- Введение
- 1 История создания
- 2 Конструкция
- 2.1 Планер
- 2.2 Головка самонаведения
- 2.3 Радиовысотомер
- 2.4 Двигатель
- 2.5 Боевая часть
- 3 Носители и совместимость
- 3.1 Самолётная модификация
- 3.2 Самолётная модификация
- 3.3 Корабельная модификация
- 3.4 Сухопутная модификация
- 3.5 Контейнерная модификация
- 4 Модификации
- 5 Тактико-технические характеристики
- 6 Применение
- 6.1 Тактика применения
- 7 Эксплуатанты
- 7.1 СССР / Россия
- 7.2 Индия
- 7.3 Алжир
- 7.4 Вьетнам
- 8 Оценка ракеты
- 8.1 Достоинства
- 8.2 Недостатки
- 9 Сравнение с аналогами Примечания
- 11 Сноски
Введение
Для термина «Уран» см. другие значения.
Х-35 («Изделие 78», индекс ГРАУ — 3М24, по кодификации НАТО — AS-20 Kayak (рус. «каяк»)) — советская / российская противокорабельная ракета, предназначенная для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Разработана ОКБ Звезда (ОКБ-455) для замены морально и технически устаревшей П-15 «Термит».
Может применяться с авиации, кораблей — ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade» (рус. «выкидной нож»)) и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Stooge» (рус. «марионетка»)). Для применения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок используется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.
1. История создания
2. Конструкция
Эскиз ракеты Х-35Э в полётной конфигурации
Представляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твердотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории снижается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта усложняет перехват ракеты средствами ПВО цели.
2.1. Планер
2.2. Головка самонаведения
Активная радиолокационная головка самонаведения ракеты Х-35Э в разрезе. МАКС-2005
Активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия.[3]
Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения с щелевой антенной решёткой, АРГС-35[4], разработки компании «Радар ММС» («Холдинг-Ленинец»)[1].
- Радиолокационная ГСН АРГС-35
- Угол горизонтального обзора, град от -45 до +45
- Угол азимутального обзора,град от +10 до -20
- Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
- Вес, кг 40-47,5
- Диаметр, мм 420
- Длина, мм 700
- Ограничения по применению ГСН:
- осадки, мм/с до 4
- волнение моря, баллов до 6
- температура использования, C
- от -50 °C до +50 °C
Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения[1].
2.3. Радиовысотомер
Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт[5].
2.4. Двигатель
Разрезной макет двигателя ТРДД-50АТ. МАКС-2005)
Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.
2.5. Боевая часть
Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.
3. Носители и совместимость
3.1. Самолётная модификация
Х-35У на левом поддвигательном пилоне самолёта Су-35С МАКС-2009
Авиационный комплекс поступил на вооружение самолётов Су-24, Су-30, МиГ-29, Су-35С
3.2. Самолётная модификация
Вертолётный вариант ракет Х-35 применяется на Ка-27, Ка-28.
3.3. Корабельная модификация
Макет ракеты Х-35Э на МАКС-2009. Хорошо видна конструкция складывающегося крыла и стартовый твердотопливный ускоритель. МАКС-2009
На надводных кораблях используется корабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят противокорабельные ракеты Х-35 в транспортно-пусковых контейнерах на пусковых установках, корабельная автоматизированная система управления и комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты[6]. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев. По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.
По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах цилиндрической формы. Возможно повторное использование транспортно-пускового контейнера после выполнения восстановительных работ. Для упрощения крепления в центральной части ТПК имеются шпангоуты квадратного сечения[6].
Пусковая установка представляет собой наклонную на 35° к палубе, неподвижно зафиксированную на носителе направляющую, на которой смонтированы ТПК с ракетами в пакетах по 2-4 контейнера в зависимости от конфигурации носителя. Пусковая установка служит для погрузки, хранения и пуска ракет, а также снижения эксплуатационных перегрузок, что достигается за счёт установки пружинных амортизаторов[6].
Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:
- Ракетных катеров проектов:
- 1241 «Молния»[1]
- 10411 «Светляк»[7]
- 20970 «Катран»[6]
- Корветов проектов:
- 20380 «Стерегущий»
- 25 «Курки»[8] (Индия)
- 25А «Кора»[9] (Индия)
- Фрегатов (сторожевых кораблей) проектов:
- 11540 «Ястреб»
- 11541 «Корсар»[1]
- 11661 «Гепард»
- 22460 «Рубин»
- 16 «Годвари»[8] (Индия)
- 16А «Брахмапутра»[10] (Индия)
- Больших противолодочных кораблей проектов:
- 61 «Комсомолец Украины» (модернизированных по проекту 01090)
- Эскадренных миноносцев проектов:
- 15 «Дели»[8][11] (Индия)
3.4. Сухопутная модификация
Макет берегового ракетного комплекса Бал-Э на МАКС-2009.
Сверху-вниз: командный пункт, пусковая установка, транспортно-перегрузочная машина
Для контроля прибрежной зоны на основе ракеты Х-35 был создан береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал-Э». БРК использует аналогичные корабельному варианту транспортно-пусковые контейнеры с ракетами Х-35Э. Наличие средств обнаружения и управления определяет высокую автономность комплекса, а размещение на колёсных шасси высокой проходимости — высокую подвижность и малую уязвимость для высокоточных средств поражения большой дальности.
В состав БРК «Бал-Э» входят[12]:
- Командные пункты управления и связи — до 2 единиц.
- Пусковые установки — до 4 единиц.
- Транспортно-перегрузочные машины — до 4 единиц.
Все установки смонтированы на шасси высокой проходимости МЗКТ-7930 «Астролог» и обладают высоким запасом хода. В стандартном составе на каждой пусковой установке и транспортно-перегрузочной машине находятся по 8 ракет в ТПК, таким образом комплекс полного состава обладает 32 готовыми к пуску ракетами и общим боезапасом в 64 ракеты.
Время подготовки к стрельбе БРК на неподготовленной позиции с марша составляет не более 10 минут[12]. Целеуказание комплекс может получать как с собственной радиолокационной станции, так и из других источников — разведывательных БПЛА или станций загоризонтной локации. Стрельба «Бал-Э» возможна как одиночными пусками, так и залпом, с интервалом между пусками ракет не более 3 секунд. Максимальная мощность залпа составляет 32 ракеты, что достаточно для нанесения серьёзного урона любой корабельной группе противника. Время подготовки комплекса к повторному залпу составляет около 30 минут[13].
«Бал-Э» обладает высоким потенциалом модернизации: рассматриваются возможности создания его облегчённой и более подвижной версии, возможность установки дополнительных средств радиоэлектронной борьбы и других путей модернизации[12].
Комплекс Бал-Э успешно прошёл государственные испытания осенью 2004 года. Планируются поставки «Бал-Э» как в российские войска, так и на экспорт[13].
3.5. Контейнерная модификация
В 2011 году на выставке IMDS-2011 был продемонстрирован контейнерный вариант комплекса. 4 ракеты и аппаратура управления размещались в стандартном 20-футовом контейнере.
4. Модификации
Эскиз ракеты Х-35УЭ в полётной конфигурации
В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза — до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения так же спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная[1] радиолокационная головка самонаведения позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта[14]
5. Тактико-технические характеристики
- Дальность пуска, км:
- 130 (Х-35)
- 260 (Х-35УЭ)
- Высота полёта, м:
- на маршевом участке — 10-15
- на конечном участке — 4
- Скорость полёта соответствует М=0,9
- Стартовая масса, кг:
- в варианте корабельного (берегового) базирования — 600
- в варианте базирования самолёт/вертолёт — 520/610
- Боевая часть осколочно-фугасная проникающего типа
- Масса боевой части, кг — 145
- Длина ракеты, м:
- в корабельном (вертолётном) варианте — 4,4
- в самолётном варианте — 3,85
- Диаметр ракеты, м — 0,42
6. Применение
На 2009 год информация о боевом применении ракет Х-35 отсутствует.
6.1. Тактика применения
7. Эксплуатанты
Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены красным
7.1. СССР / Россия
7.2. Индия
7.3. Алжир
7.4. Вьетнам
Поставки первых 16 противокорабельных ракет Х-35 во Вьетнам начались в 1999 году для вооружения переданных ранее 4 ракетных катеров проекта 1241 вместо устаревшего комплекса «Термит». Всего на сумму 70 млн долларов планировалось приобрести от 32 до 48 таких ракет. Так же планируется продажа ещё двух и постройка во Вьетнаме по лицензии дополнительно 10 ракетных катеров с комплексом «уран»[15].
8. Оценка ракеты
8.1. Достоинства
К основным достоинствам ракеты Х-35 относят: комбинированную траекторию с низковысотным участком прорыва ПВО, небольшие габариты и массу изделия, относительно мощную боевую часть, помехозащищённую комбинированную автономную систему самонаведения, возможность залпового огня, большой потенциал модернизации[16].
Малые массо-габаритные характеристики ракеты обеспечивают несколько преимуществ, среди которых: малая ЭПР, возможность размещения большого боезапаса на носителе, а также удобство транспортировки ТПК с ракетами. Малая ЭПР ракеты определяет малую дальность обнаружения и захвата цели радиолокационными средствами, а небольшие габариты определяют аналогичные ограничения и для оптических локационных станций. Благодаря малой массе ТПК с ракетой даже на небольших носителях возможно размещение большого боезапаса, тем самым и небольшие отряды могут обеспечить высокую плотность залпа. Перезарядка этих ракет существенно проще, нежели у более тяжёлых ПКР.
Комбинированная траектория полёта обеспечивает бо́льшую дальность, чем при использовании исключительно низковысотного полёта, а на этапе прорыва ПВО противника низковысотный полёт создаёт сложности по перехвату атакующей ракеты как в плане обнаружения, так и в плане огневого поражения. Возможность залповой стрельбы позволяет создать большую плотность удара на этапе прорыва ПВО, что повышает вероятность прохождения части ракет даже через наиболее совершенные противоракетные комплексы противника. Система выбора целей гарантирует, что все ракеты Х-35 в одном залпе не выберут для атаки одну цель в корабельной группе противника.
Комбинированная помехозащищённая автономная система самонаведения, включающая инерциальное наведение и радиолокационную или тепловизионную головку самонаведения, позволяет производить стрельбу Х-35 по противнику даже за пределами радиогоризонта, что снижает опасность для носителя, увеличивает допустимую максимальную дальность (которая определяется лишь запасом топлива и эффективностью двигателя), а также обеспечивает скрытный для противника пуск ракет. Использование помехозащищённой головки самонаведения уменьшает эффективность средств радиоэлектронной борьбы противника и увеличивает вероятность поражения цели.
Относительно тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть позволяет поражать надводные цели водоизмещением до 5000т, таким образом подобные ракеты могут уничтожать надводные корабли классом до эскадренных миноносцев[16].
Большие возможности по модернизации Х-35 позволяют существенно увеличить её возможности без кардинального изменения конструкции. В частности, использование более эффективного двигателя или более энергоёмкого топлива позволит значительно увеличить дальность полёта[16].
8.2. Недостатки
К основным недостаткам Х-35 относят: узкую специализацию ракеты как противокорабельной, дозвуковую скорость на участке прорыва ПВО и относительно небольшую дальность полёта[16], а также отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе.
Узкая специализация ракеты как противокорабельной не позволяет ей поражать наземные цели[16], хотя дальность и боевая часть Х-35 позволила бы эффективно решать подобные задачи. Это определяет необходимость увеличения состава вооружения носителей.
Дальность полёта Х-35 требует от носителя захода в зону действия его противокорабельных или противовоздушных комплексов большой дальности, что определяет опасность для носителя.
Дозвуковая скорость ракеты повышает вероятность её перехвата противоракетной обороной корабельной группировки противника[16].
Отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе снижает возможности ракет по преодолению противоракетной обороны, оптимальной селекции целей (что в некоторой степени компенсируется системой выбора цели), демаскирует общее количество атакующих ракет в залпе.
9. Сравнение с аналогами
Малогабаритные дозвуковые противокорабельные ракеты востребованы как эффективное и относительно недорогое средство борьбы с надводными целями. Из-за сходства решаемых задач большинство таких ракет имеет практически идентичную компоновку, размеры, характеристики и внешний вид. Большинство подобных ракет создано по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом, используют в качестве маршевого двигателя высокоэкономичные ТРД и наводятся на цель комбинированным способом (инерциальное наведение на маршевом участке и активное радиолокационное или тепловизионное самонаведение на конечном участке).
Ниже представлена сводная таблица по наиболее близким аналогам Х-35. Информация приведена по данным «Информационной Системы „Ракетная техника“»[17][18][19] и «Авиационной энциклопедии „Уголок неба“»[20][21]
Год | Страна | Название | Изображение (в маршевой полётной конфигурации) | Макс. дальность, км | Макс. скорость, Мах | Длина, м | Диаметр, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип наведения | Носитель ПУ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1975 | Франция | Экзосет | 200 | 0,95 | 4,7 | 0,35 | 670 | 165 | ИНС + АРЛ | Сам, НК | |
1980 | США | Гарпун | 120-280 | 0,9 | 3,84 | 0,34 | 667 | 225 | ИНС + АРЛ/ИК | Сам, НК, ПЛ, НПУ | |
1985 | Швеция | RBS-15 | 250 | 0,9 | 4.33 | 0.5 | 800 | 200 | ИНС + СП + АРЛ | Сам, НК, НПУ | |
1985 | Великобритания | Sea Eagle | 110 | 0,95 | 4,1 | 0,4 | 600 | 230 | ИНС + АРЛ | Сам | |
1989 | КНР | YJ-82 | 180 | 0,8 | 5,2 | 0,36 | 715 | 145 | ИНС + АРЛ | Сам, НК, НПУ | |
1995 | Россия | Х-35 | 130-260 | 0,95 | 3,75 | 0,42 | 530 | 145 | ИНС + АРЛ/ИК | Сам, Вер, НК, НПУ | |
1996 | Китайская Республика | Сюнфэн 2 | 80 | 0,9 | 3,9 | 0,34 | 520 | 225 | ИНС + АРЛ + ИК | Сам, НК | |
2006 | Республика Корея | Хэсон | 150 | 0,85 | 4,8 | 0,34 | 718 | ИНС + АРЛ | НК | ||
2007 | Норвегия | Naval Strike Missile | 185 | 0,95 | 3.95 | 410 | 125 | ИНС + СП + ИК | Сам, НК, НПУ |
Наиболее близким аналогом Х-35 обычно называют американскую ракету «Harpoon» («Гарпун»), разрабатывавшуюся примерно в тот же период, что и Х-35 и принятую на вооружение в 1980 году. Идентичность по решаемым задачам определили одинаковые подходы к их решению[4], которые каждая страна реализовала используя собственные разработки в области двигателестроения, ракетных технологий и радиоэлектроники. Сходство этих ракет настолько сильно, что Х-35 даже получила неофициальное ироническое прозвище «Harpoonski» (иногда ошибочно указывают как «Harpoonsky»).
По характеристикам Х-35 и «гарпун» очень близки: обе ракеты имеют сравнимую дальность; Х-35 несколько легче, но «гарпун» несёт более тяжёлую боевую часть. Стоимость ракет так же близка и лишь незначительно ниже у российского варианта. Несмотря на значительное сходство ракет Х-35 и «гарпун» существуют некоторые различия, в том числе и по компоновке (у Х-35 электронное оборудование автопилота размещено за боевой частью, а у «гарпуна» — перед; отличается конструкция крыла и воздушного канала). Основным же отличием этих ракет называют более совершенную в плане помехозащищённости ГСН у ракеты Х-35[22]. Некоторые издания сообщали о возможной закупке американцами АРГН-35 для установки их на «гарпуны»[22].
Примечания
- В 1977 году представлено техническое предложение на ракету
- Источник отмечает, что окончательная цена определяется в ходе переговоров
11. Сноски
- ↑ 12345Х-35 Уран — ship.bsu.by/weapon.aspx?guid=1000061 . Энциклопедия кораблей.
- Zvezda anti-ship missile aimed for export — www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1993/1993 — 0381.html (англ.). flightglobal (9.03.1993).
- Противокорабельная крылатая ракета Х-35 | Ракетная техника — rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/uran/uran.shtml
- ↑ 12Марковский В., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: Экспринт, 2006. — С. 43-46. — 48 с. — ISBN 5-94038-085-9
- Радиовысотомер РВЭ для противокорабельной ракеты Х-35Э — upkb.ru/index.php?to=production/production-1 . ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро „Деталь“».
- ↑ 1234«Уран-Э», корабельный ракетный комплекс с противокорабельной крылатой ракетой типа Х-35 — www.arms-expo.ru/site.xp/049055051054124049057048055.html . ОРУЖИЕ РОССИИ, Федеральный электронный справочник вооружения и военной техники.
- Ракетный катер проект 10411 — www.almaz.spb.ru/index.php?module=product&sub=patrol&tema=10411 . Судостроительная фирма «Алмаз».
- ↑ 123Александр Широкорад Оружие Посейдона: Противник будет поражен — www.popmech.ru/article/182-oruzhie-poseydona/ . Популярная механика (Сентябрь 2005).
- Bharat Rakshak Type 25A Kora class — www.bharat-rakshak.com/NAVY/Kora.html (26.12.2006).
- Bharat Rakshak Type 16A Brahmaputra class — www.bharat-rakshak.com/NAVY/Brahmaputra.html (08.02.2009).
- Bharat Rakshak Type 15 Delhi class — www.bharat-rakshak.com/NAVY/Delhi.html (англ.) (08.02.2009).
- ↑ 123[http://www.ktrv.ru/production/68/650/654/ — www.ktrv.ru/production/68/650/654/ Береговой ракетный комплекс «Бал-Э» с противокорабельными ракетами Х-35Э (3М-24Э)] . Корпорация «тактические ракетные вооружения». — Описание БРК «Бал-Э» на сайте производителя.
- ↑ 12Бал-Э береговой ракетный комплекс — military-informer.narod.ru/BPRK-Bal-e.html . Военный Информатор.
- «Супер-Уран» выходит на рынок — ktrv.ru/press/199/974/963/?prn=yes&PHPSESSID=402d0a66478fb007fa99c55de7f9aea2 . журнал «Национальная оборона» (сентябрь 2009).
- Оценка мирового рынка новых катеров и десантных кораблей в 2001-2010 гг. и на период до 2015 года — vpk.name/news/12375_ocenka_mirovogo_ryinka_novyih_katerov_i_desantnyih_korablei_v_20012010_gg_i_na_period_do_2015_goda.html . АРМС-ТАСС (17.12.2007).
- ↑ 123456Суханов Алексей Противокорабельная крылатая ракета Х-35 — rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/uran/uran.shtml . ИС «Ракетная техника» (2003 год).
- Противокорабельная ракета «Exocet» — rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/exocet/exocet.shtml . ИС «Ракетная техника».
- Противокорабельная ракета «Harpoon» — rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/harpoon/harpoon.shtml . ИС «Ракетная техника».
- Противокорабельная ракета средней дальности YJ-82 (C-802) — rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c802/c802.shtml . ИС «Ракетная техника».
- Sea Eagle — www.airwar.ru/weapon/pkr/seaeagle.html . Авиационная энциклопедия «Уголок неба».
- Hsiung Feng 2 — www.airwar.ru/weapon/pkr/hf2.html . Авиационная энциклопедия «Уголок неба».
- ↑ 12Дмитрий Литовкин Тень над морем — www.logistics.ru/9/10/i20_25697p0.htm . Известия N 108 стр. 4 (28.06.05).
wreferat.baza-referat.ru
Х-35 Уран — это… Что такое Х-35 Уран?
Х-35 («Изделие 78», индекс ГРАУ — 3М24, по кодификации НАТО — AS-20 Kayak (русск. «каяк»)) — советская / российская противокорабельная ракета, предназначенная для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Разработана ОКБ Звезда (ОКБ-455) для замены морально и технически устаревшей П-15 «Термит».
Может применяться с авиации, кораблей — ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade» (англ. «выкидной нож»)) и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Stooge» (англ. «марионетка»)). Для применения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок используется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.
История создания
Конструкция
Эскиз ракеты Х-35Э в полётной конфигурацииПредставляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твёрдотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории снижается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта должно усложнить перехват ракеты средствами ПВО цели.
Планер
Головка самонаведения
Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-35[3], разработки компании «Радар ММС» («Холдинг-Ленинец»)[1].
Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения[1].
- Радиолокационная ГСН АРГС-35
- Угол горизонтального обзора, град от -45 до +45
- Угол азимутального обзора,град от +10 до -20
- Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
- Вес, кг 40-47,5
- Диаметр, мм 420
- Длина, мм 700
- Ограничения по применению ГСН:
- осадки, мм/с до 4
- волнение моря, баллов до 6
- температура использования, C
- от -50°C до +50°C
Радиовысотомер
Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт[4].
Двигатель
Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.
Боевая часть
Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.
Носители и совместимость
Авиационная модификация
Х-35У на левом поддвигательном пилоне самолёта Су-35С МАКС-2009Авиационный комплекс поступил на вооружение самолётов Су-24, Су-30, МиГ-29, Су-35С Ту-142, вертолётный вариант применяется на Ка-27, Ка-28.
Корабельная модификация
Макет ракеты Х-35Э на МАКС-2009. Хорошо видна конструкция складывающегося крыла и стартовый твёрдотопливный ускоритель. МАКС-2009На надводных кораблях используется корабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят противокорабельные ракеты Х-35 в транспортно-пусковых контейнерах на пусковых установках, корабельная автоматизированная система управления и комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты[5]. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев. По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.
По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах цилиндрической формы. Возможно повторное использование транспортно-пускового контейнера после выполнения восстановительных работ. Для упрощения крепления в центральной части ТПК имеются шпангоуты квадратного сечения[5].
Пусковая установка представляет собой наклонную на 35° к палубе, неподвижно зафиксированную на носителе направляющую, на которой смонтированы ТПК с ракетами в пакетах по 2-4 контейнера в зависимости от конфигурации носителя. Пусковая установка служит для погрузки, хранения и пуска ракет, а так же снижения эксплуатационных перегрузок, что достигается за счёт установки пружинных амортизаторов[5].
Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:
Сухопутная модификация
Макет берегового ракетного комплекса Бал-Э на МАКС-2009.Сверху-вниз: командный пункт, пусковая установка, транспортно-перегрузочная машина
Для контроля прибрежной зоны на основе ракеты Х-35 был создан береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал-Э». БРК использует аналогичные корабельному варианту транспортно-пусковые контейнеры с ракетами Х-35Э. Наличие средств обнаружения и управления определяет высокую автономность комплекса, а размещение на колёсных шасси высокой проходимости — высокую подвижность и малую уязвимость для высокоточных средств поражения большой дальности.
В состав БРК «Бал-Э» входят[11]:
- Командные пункты управления и связи — до 2 единиц.
- Пусковые установки — до 4 единиц.
- Транспортно-перегрузочные машины — до 4 единиц.
Все установки смонтированы на шасси высокой проходимости МЗКТ-7930 «Астролог» и обладают высоким запасом хода. В стандартном составе на каждой пусковой установке и транспортно-перегрузочной машине находятся по 8 ракет в ТПК, таким образом комплекс полного состава обладает 32 готовыми к пуску ракетами и общим боезапасом в 64 ракеты.
Время подготовки к стрельбе БРК на неподготовленной позиции с марша составляет не более 10 минут[11]. Целеуказание комплекс может получать как с собственной радиолокационной станции, так и из других источников — разведывательных БПЛА или станций загоризонтной локации. Стрельба «Бал-Э» возможна как одиночными пусками, так и залпом, с интервалом между пусками ракет не более 3 секунд. Максимальная мощность залпа составляет 32 ракеты, что достаточно для нанесения серьёзного урона любой корабельной группе противника. Время подготовки комплекса к повторному залпу составляет около 30 минут[12].
«Бал-Э» обладает высоким потенциалом модернизации: рассматриваются возможности создания его облегчённой и более подвижной версии, возможность установки дополнительных средств радиоэлектронной борьбы и других путей модернизации[11].
Комплекс Бал-Э успешно прошёл государственные испытания осенью 2004 года. Планируются поставки «Бал-Э» как в российские войска, так и на экспорт[12].
Модификации
Х-35УЭ Система управления модернизированной ракеты Х-35УЭ дополняется системой спутниковой навигации и новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН Х-35УЭ — 50км.[1]
Тактико-технические характеристики
- Дальность пуска, км — от 130 до 260(Х-35УЭ)
- Высота полёта, м:
- на маршевом участке — 10-15
- на конечном участке — 4
- Скорость полёта соответствует М=0,9
- Стартовая масса, кг:
- в варианте корабельного (берегового) базирования — 600
- в варианте базирования самолёт/вертолёт — 520/610
- Боевая часть осколочно-фугасная проникающего типа
- Масса боевой части, кг — 145
- Длина ракеты, м:
- в корабельном (вертолётном) варианте — 4,4
- в самолётном варианте — 3,85
- Диаметр ракеты, м — 0,42
Применение
На 2009 год информация о боевом применении ракет Х-35 отсутствует.
Тактика применения
Эксплуатанты
Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены краснымОценка ракеты
Достоинства
К основным достоинствам ракеты Х-35 относят: комбинированную траекторию с низковысотным участком прорыва ПВО, небольшие габариты и массу изделия, относительно мощную боевую часть, помехозащищённую комбинированную автономную систему самонаведения, возможность залпового огня, большой потенциал модернизации[13].
Малые массо-габаритные характеристики ракеты обеспечивают несколько преимуществ, среди которых: малая ЭПР, возможность размещения большого боезапаса на носителе, а так же удобство транспортировки ТПК с ракетами. Малая ЭПР ракеты определяет малую дальность обнаружения и захвата цели радиолокационными средствами, а небольшие габариты определяют аналогичные ограничения и для оптических локационных станций. Благодаря малой массе ТПК с ракетой даже на небольших носителях возможно размещение большого боезапаса, тем самым и небольшие отряды могут обеспечить высокую плотность залпа. Перезарядка этих ракет существенно проще, нежели у более тяжёлых ПКР.
Комбинированная траектория полёта обеспечивает бо́льшую дальность, чем при использовании исключительно низковысотного полёта, а на этапе прорыва ПВО противника низковысотный полёт создаёт сложности по перехвату атакующей ракеты как в плане обнаружения, так и в плане огневого поражения. Возможность залповой стрельбы позволяет создать большую плотность удара на этапе прорыва ПВО, что повышает вероятность прохождения части ракет даже через наиболее совершенные противоракетные комплексы противника. Система выбора целей гарантирует, что все ракеты Х-35 в одном залпе не выберут для атаки одну цель в корабельной группе противника.
Комбинированная помехозащищённая автономная система самонаведения, включающая инерциальное наведение и радиолокационную или тепловизионную головку самонаведения, позволяет производить стрельбу Х-35 по противнику даже за пределами радиогоризонта, что снижает опасность для носителя, увеличивает допустимую максимальную дальность (которая определяется лишь запасом топлива и эффективностью двигателя), а так же обеспечивает скрытный для противника пуск ракет. Использование помехозащищённой головки самонаведения уменьшает эффективность средств радиоэлектронной борьбы противника и увеличивает вероятность поражения цели.
Относительно тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть позволяет поражать надводные цели водоизмещением до 5000т, таким образом подобные ракеты могут уничтожать надводные корабли классом до эскадренных миноносцев[13].
Большие возможности по модернизации Х-35 позволяют существенно увеличить её возможности без кардинального изменения конструкции. В частности, использование более эффективного двигателя или более энергоёмкого топлива позволит значительно увеличить дальность полёта[13].
Недостатки
К основным недостаткам Х-35 относят: узкую специализацию ракеты как противокорабельной, дозвуковую скорость на участке прорыва ПВО и относительно небольшую дальность полёта[13], а также отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе.
Узкая специализация ракеты как противокорабельной не позволяет ей поражать наземные цели[13], хотя дальность и боевая часть Х-35 позволила бы эффективно решать подобные задачи. Это определяет необходимость увеличения состава вооружения носителей.
Дальность полёта Х-35 требует от носителя захода в зону действия его противокорабельных или противовоздушных комплексов большой дальности, что определяет опасность для носителя.
Дозвуковая скорость ракеты повышает вероятность её перехвата противоракетной обороной корабельной группировки противника[13].
Отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе снижает возможности ракет по преодолению противоракетной обороны, оптимальной селекции целей (что в некоторой степени компенсируется системой выбора цели), демаскирует общее количество атакующих ракет в залпе.
Сравнение с аналогами
Малогабаритные дозвуковые противокорабельные ракеты востребованы как эффективное и относительно недорогое средство борьбы с надводными целями. Из-за сходства решаемых задач большинство таких ракет имеет практически идентичную компоновку, размеры, характеристики и внешний вид. Большинство подобных ракет создано по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом, используют в качестве маршевого двигателя высокоэкономичные ТРД и наводятся на цель комбинированным способом (инерциальное наведение на маршевом участке и активное радиолокационное или тепловизионное самонаведение на конечном участке).
Ниже представлена сводная таблица по наиболее близким аналогам Х-35. Информация приведена по данным «Информационной Системы „Ракетная техника“»[14][15][16] и «Авиационной энциклопедии „Уголок неба“»[17][18]
Год | Страна | Название | Изображение (в маршевой полётной конфигурации) | Макс. дальность, км | Макс. скорость, Мах | Длина, м | Диаметр, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип наведения | Носитель ПУ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1975 | Франция | Экзосет | 180 | 0,95 | 4,7 | 0,35 | 670 | 165 | ИНС + АРЛ | Сам, НК | |
1980 | США | Гарпун | 280 | 0,9 | 3,84 | 0,34 | 667 | 225 | ИНС + АРЛ/ИК | Сам, НК, ПЛ, НПУ | |
1985 | Швеция | RBS-15 | 250 | 0,9 | 4.33 | 0.5 | 800 | 200 | ИНС + СП + АРЛ | Сам, НК, НПУ | |
1985 | Великобритания | Sea Eagle | 110 | 0,95 | 4,1 | 0,4 | 600 | 230 | ИНС + АРЛ | Сам | |
1989 | КНР | YJ-82 | 180 | 0,8 | 5,2 | 0,36 | 715 | 145 | ИНС + АРЛ | Сам, НК, НПУ | |
1995 | Россия | Х-35 | 260 | 0,95 | 3,75 | 0,42 | 530 | 145 | ИНС + АРЛ/ИК | Сам, Вер, НК, НПУ | |
1996 | Китайская Республика | Сюнфэн 2 | 80 | 0,9 | 3,9 | 0,34 | 520 | 225 | ИНС + АРЛ + ИК | Сам, НК | |
2006 | Республика Корея | Хэсон | 150 | 0,85 | 4,8 | 0,34 | 718 | ИНС + АРЛ | НК | ||
2007 | Норвегия | Naval Strike Missile | 185 | 0,95 | 3.95 | 410 | 125 | ИНС + СП + ИК | Сам, НК, НПУ |
Наиболее близким аналогом Х-35 обычно называют американскую ракету «Harpoon» («Гарпун»), разрабатывавшуюся примерно в тот же период, что и Х-35 и принятую на вооружение в 1980 году. Идентичность по решаемым задачам определили одинаковые подходы к их решению[3], которые каждая страна реализовала используя собственные разработки в области двигателестроения, ракетных технологий и радиоэлектроники. Сходство этих ракет настолько сильно, что Х-35 даже получила неофициальное ироническое прозвище «Harpoonski» (иногда ошибочно указывают как «Harpoonsky»).
По характеристикам Х-35 и «гарпун» очень близки: обе ракеты имеют сравнимую дальность; Х-35 несколько легче, но «гарпун» несёт более тяжёлую боевую часть. Стоимость ракет так же близка и лишь незначительно ниже у российского варианта. Не смотря на значительное сходство ракет Х-35 и «гарпун» существуют некоторые различия, в том числе и по компоновке (у Х-35 электронное оборудование автопилота размещено за боевой частью, а у «гарпуна» — перед; отличается конструкция крыла и воздушного канала). Основным же отличием этих ракет называют более совершенную в плане помехозащищённости ГСН у ракеты Х-35[19]. Некоторые издания сообщали о возможной закупке американцами АРГН-35 для установки их на «гарпуны»[19].
См. также
Примечания
- ↑ В 1977 году представлено техническое предложение на ракету
- ↑ Источник отмечает, что окончательная цена определяется в ходе переговоров
Сноски
Ссылки
biograf.academic.ru
Х-35 Уран — это… Что такое Х-35 Уран?
Х-35 («Изделие 78», индекс ГРАУ — 3М24, по кодификации НАТО — AS-20 Kayak (русск. «каяк»)) — советская / российская противокорабельная ракета, предназначенная для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Разработана ОКБ Звезда (ОКБ-455) для замены морально и технически устаревшей П-15 «Термит».
Может применяться с авиации, кораблей — ракетный комплекс «Уран» (по кодификации НАТО: SS-N-25 «Switchblade» (англ. «выкидной нож»)) и береговых ракетных комплексов «Бал» (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Stooge» (англ. «марионетка»)). Для применения с вертолётов, кораблей и наземных пусковых установок используется модификация с твердотопливным стартовым ускорителем.
История создания
Конструкция
Эскиз ракеты Х-35Э в полётной конфигурацииПредставляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твёрдотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории снижается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта должно усложнить перехват ракеты средствами ПВО цели.
Планер
Головка самонаведения
Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-35[3], разработки компании «Радар ММС» («Холдинг-Ленинец»)[1].
Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения[1].
- Радиолокационная ГСН АРГС-35
- Угол горизонтального обзора, град от -45 до +45
- Угол азимутального обзора,град от +10 до -20
- Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
- Вес, кг 40-47,5
- Диаметр, мм 420
- Длина, мм 700
- Ограничения по применению ГСН:
- осадки, мм/с до 4
- волнение моря, баллов до 6
- температура использования, C
- от -50°C до +50°C
Радиовысотомер
Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт[4].
Двигатель
Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.
Боевая часть
Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.
Носители и совместимость
Авиационная модификация
Х-35У на левом поддвигательном пилоне самолёта Су-35С МАКС-2009Авиационный комплекс поступил на вооружение самолётов Су-24, Су-30, МиГ-29, Су-35С Ту-142, вертолётный вариант применяется на Ка-27, Ка-28.
Корабельная модификация
Макет ракеты Х-35Э на МАКС-2009. Хорошо видна конструкция складывающегося крыла и стартовый твёрдотопливный ускоритель. МАКС-2009На надводных кораблях используется корабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят противокорабельные ракеты Х-35 в транспортно-пусковых контейнерах на пусковых установках, корабельная автоматизированная система управления и комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты[5]. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев. По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.
По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах цилиндрической формы. Возможно повторное использование транспортно-пускового контейнера после выполнения восстановительных работ. Для упрощения крепления в центральной части ТПК имеются шпангоуты квадратного сечения[5].
Пусковая установка представляет собой наклонную на 35° к палубе, неподвижно зафиксированную на носителе направляющую, на которой смонтированы ТПК с ракетами в пакетах по 2-4 контейнера в зависимости от конфигурации носителя. Пусковая установка служит для погрузки, хранения и пуска ракет, а так же снижения эксплуатационных перегрузок, что достигается за счёт установки пружинных амортизаторов[5].
Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:
Сухопутная модификация
Макет берегового ракетного комплекса Бал-Э на МАКС-2009.Сверху-вниз: командный пункт, пусковая установка, транспортно-перегрузочная машина
Для контроля прибрежной зоны на основе ракеты Х-35 был создан береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал-Э». БРК использует аналогичные корабельному варианту транспортно-пусковые контейнеры с ракетами Х-35Э. Наличие средств обнаружения и управления определяет высокую автономность комплекса, а размещение на колёсных шасси высокой проходимости — высокую подвижность и малую уязвимость для высокоточных средств поражения большой дальности.
В состав БРК «Бал-Э» входят[11]:
- Командные пункты управления и связи — до 2 единиц.
- Пусковые установки — до 4 единиц.
- Транспортно-перегрузочные машины — до 4 единиц.
Все установки смонтированы на шасси высокой проходимости МЗКТ-7930 «Астролог» и обладают высоким запасом хода. В стандартном составе на каждой пусковой установке и транспортно-перегрузочной машине находятся по 8 ракет в ТПК, таким образом комплекс полного состава обладает 32 готовыми к пуску ракетами и общим боезапасом в 64 ракеты.
Время подготовки к стрельбе БРК на неподготовленной позиции с марша составляет не более 10 минут[11]. Целеуказание комплекс может получать как с собственной радиолокационной станции, так и из других источников — разведывательных БПЛА или станций загоризонтной локации. Стрельба «Бал-Э» возможна как одиночными пусками, так и залпом, с интервалом между пусками ракет не более 3 секунд. Максимальная мощность залпа составляет 32 ракеты, что достаточно для нанесения серьёзного урона любой корабельной группе противника. Время подготовки комплекса к повторному залпу составляет около 30 минут[12].
«Бал-Э» обладает высоким потенциалом модернизации: рассматриваются возможности создания его облегчённой и более подвижной версии, возможность установки дополнительных средств радиоэлектронной борьбы и других путей модернизации[11].
Комплекс Бал-Э успешно прошёл государственные испытания осенью 2004 года. Планируются поставки «Бал-Э» как в российские войска, так и на экспорт[12].
Модификации
Х-35УЭ Система управления модернизированной ракеты Х-35УЭ дополняется системой спутниковой навигации и новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН Х-35УЭ — 50км.[1]
Тактико-технические характеристики
- Дальность пуска, км — от 130 до 260(Х-35УЭ)
- Высота полёта, м:
- на маршевом участке — 10-15
- на конечном участке — 4
- Скорость полёта соответствует М=0,9
- Стартовая масса, кг:
- в варианте корабельного (берегового) базирования — 600
- в варианте базирования самолёт/вертолёт — 520/610
- Боевая часть осколочно-фугасная проникающего типа
- Масса боевой части, кг — 145
- Длина ракеты, м:
- в корабельном (вертолётном) варианте — 4,4
- в самолётном варианте — 3,85
- Диаметр ракеты, м — 0,42
Применение
На 2009 год информация о боевом применении ракет Х-35 отсутствует.
Тактика применения
Эксплуатанты
Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены краснымОценка ракеты
Достоинства
К основным достоинствам ракеты Х-35 относят: комбинированную траекторию с низковысотным участком прорыва ПВО, небольшие габариты и массу изделия, относительно мощную боевую часть, помехозащищённую комбинированную автономную систему самонаведения, возможность залпового огня, большой потенциал модернизации[13].
Малые массо-габаритные характеристики ракеты обеспечивают несколько преимуществ, среди которых: малая ЭПР, возможность размещения большого боезапаса на носителе, а так же удобство транспортировки ТПК с ракетами. Малая ЭПР ракеты определяет малую дальность обнаружения и захвата цели радиолокационными средствами, а небольшие габариты определяют аналогичные ограничения и для оптических локационных станций. Благодаря малой массе ТПК с ракетой даже на небольших носителях возможно размещение большого боезапаса, тем самым и небольшие отряды могут обеспечить высокую плотность залпа. Перезарядка этих ракет существенно проще, нежели у более тяжёлых ПКР.
Комбинированная траектория полёта обеспечивает бо́льшую дальность, чем при использовании исключительно низковысотного полёта, а на этапе прорыва ПВО противника низковысотный полёт создаёт сложности по перехвату атакующей ракеты как в плане обнаружения, так и в плане огневого поражения. Возможность залповой стрельбы позволяет создать большую плотность удара на этапе прорыва ПВО, что повышает вероятность прохождения части ракет даже через наиболее совершенные противоракетные комплексы противника. Система выбора целей гарантирует, что все ракеты Х-35 в одном залпе не выберут для атаки одну цель в корабельной группе противника.
Комбинированная помехозащищённая автономная система самонаведения, включающая инерциальное наведение и радиолокационную или тепловизионную головку самонаведения, позволяет производить стрельбу Х-35 по противнику даже за пределами радиогоризонта, что снижает опасность для носителя, увеличивает допустимую максимальную дальность (которая определяется лишь запасом топлива и эффективностью двигателя), а так же обеспечивает скрытный для противника пуск ракет. Использование помехозащищённой головки самонаведения уменьшает эффективность средств радиоэлектронной борьбы противника и увеличивает вероятность поражения цели.
Относительно тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть позволяет поражать надводные цели водоизмещением до 5000т, таким образом подобные ракеты могут уничтожать надводные корабли классом до эскадренных миноносцев[13].
Большие возможности по модернизации Х-35 позволяют существенно увеличить её возможности без кардинального изменения конструкции. В частности, использование более эффективного двигателя или более энергоёмкого топлива позволит значительно увеличить дальность полёта[13].
Недостатки
К основным недостаткам Х-35 относят: узкую специализацию ракеты как противокорабельной, дозвуковую скорость на участке прорыва ПВО и относительно небольшую дальность полёта[13], а также отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе.
Узкая специализация ракеты как противокорабельной не позволяет ей поражать наземные цели[13], хотя дальность и боевая часть Х-35 позволила бы эффективно решать подобные задачи. Это определяет необходимость увеличения состава вооружения носителей.
Дальность полёта Х-35 требует от носителя захода в зону действия его противокорабельных или противовоздушных комплексов большой дальности, что определяет опасность для носителя.
Дозвуковая скорость ракеты повышает вероятность её перехвата противоракетной обороной корабельной группировки противника[13].
Отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе снижает возможности ракет по преодолению противоракетной обороны, оптимальной селекции целей (что в некоторой степени компенсируется системой выбора цели), демаскирует общее количество атакующих ракет в залпе.
Сравнение с аналогами
Малогабаритные дозвуковые противокорабельные ракеты востребованы как эффективное и относительно недорогое средство борьбы с надводными целями. Из-за сходства решаемых задач большинство таких ракет имеет практически идентичную компоновку, размеры, характеристики и внешний вид. Большинство подобных ракет создано по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом, используют в качестве маршевого двигателя высокоэкономичные ТРД и наводятся на цель комбинированным способом (инерциальное наведение на маршевом участке и активное радиолокационное или тепловизионное самонаведение на конечном участке).
Ниже представлена сводная таблица по наиболее близким аналогам Х-35. Информация приведена по данным «Информационной Системы „Ракетная техника“»[14][15][16] и «Авиационной энциклопедии „Уголок неба“»[17][18]
Год | Страна | Название | Изображение (в маршевой полётной конфигурации) | Макс. дальность, км | Макс. скорость, Мах | Длина, м | Диаметр, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип наведения | Носитель ПУ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1975 | Франция | Экзосет | 180 | 0,95 | 4,7 | 0,35 | 670 | 165 | ИНС + АРЛ | Сам, НК | |
1980 | США | Гарпун | 280 | 0,9 | 3,84 | 0,34 | 667 | 225 | ИНС + АРЛ/ИК | Сам, НК, ПЛ, НПУ | |
1985 | Швеция | RBS-15 | 250 | 0,9 | 4.33 | 0.5 | 800 | 200 | ИНС + СП + АРЛ | Сам, НК, НПУ | |
1985 | Великобритания | Sea Eagle | 110 | 0,95 | 4,1 | 0,4 | 600 | 230 | ИНС + АРЛ | Сам | |
1989 | КНР | YJ-82 | 180 | 0,8 | 5,2 | 0,36 | 715 | 145 | ИНС + АРЛ | Сам, НК, НПУ | |
1995 | Россия | Х-35 | 260 | 0,95 | 3,75 | 0,42 | 530 | 145 | ИНС + АРЛ/ИК | Сам, Вер, НК, НПУ | |
1996 | Китайская Республика | Сюнфэн 2 | 80 | 0,9 | 3,9 | 0,34 | 520 | 225 | ИНС + АРЛ + ИК | Сам, НК | |
2006 | Республика Корея | Хэсон | 150 | 0,85 | 4,8 | 0,34 | 718 | ИНС + АРЛ | НК | ||
2007 | Норвегия | Naval Strike Missile | 185 | 0,95 | 3.95 | 410 | 125 | ИНС + СП + ИК | Сам, НК, НПУ |
Наиболее близким аналогом Х-35 обычно называют американскую ракету «Harpoon» («Гарпун»), разрабатывавшуюся примерно в тот же период, что и Х-35 и принятую на вооружение в 1980 году. Идентичность по решаемым задачам определили одинаковые подходы к их решению[3], которые каждая страна реализовала используя собственные разработки в области двигателестроения, ракетных технологий и радиоэлектроники. Сходство этих ракет настолько сильно, что Х-35 даже получила неофициальное ироническое прозвище «Harpoonski» (иногда ошибочно указывают как «Harpoonsky»).
По характеристикам Х-35 и «гарпун» очень близки: обе ракеты имеют сравнимую дальность; Х-35 несколько легче, но «гарпун» несёт более тяжёлую боевую часть. Стоимость ракет так же близка и лишь незначительно ниже у российского варианта. Не смотря на значительное сходство ракет Х-35 и «гарпун» существуют некоторые различия, в том числе и по компоновке (у Х-35 электронное оборудование автопилота размещено за боевой частью, а у «гарпуна» — перед; отличается конструкция крыла и воздушного канала). Основным же отличием этих ракет называют более совершенную в плане помехозащищённости ГСН у ракеты Х-35[19]. Некоторые издания сообщали о возможной закупке американцами АРГН-35 для установки их на «гарпуны»[19].
См. также
Примечания
- ↑ В 1977 году представлено техническое предложение на ракету
- ↑ Источник отмечает, что окончательная цена определяется в ходе переговоров
Сноски
Ссылки
dal.academic.ru